Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Универсальным устройством, способным выполнять большое число функций и отличающееся невысокой ценой, является мотоблок Ока. Благодаря возможности применения дополнительного оборудования техника используется повсеместно.
Механизированная небольшая техника все чаще стала появляться в сельскохозяйственной сфере. Такая тенденция связана с желанием уменьшить ручной труд и ускорить процессы, связанные с обработкой почвы и заготовкой сена. Одним из таких механизированных устройств является мотоблок Ока, выпускаемый в России. Это приспособление уже много лет применяется в сельском хозяйстве как в больших фермерских хозяйствах, так и на огородах дачников.


История создания

В истории создания современной техники Ока лежит модификация базовой модели МБ-1, изготовленной на заводе в 80-х годах прошлого века. За три с половиной десятка лет было несколько доработок.

Во-первых, был заменен двигатель на более мощный. Также изменения коснулись и системы управления: на смену металлическим тягам пришли тросы.

Мотоблок Ока с плугом

Мотоблок Ока с плугом

Каждая модель укомплектована парой резиновых колес и четырьмя фрезами. Производители устранили слабое место в редукторе на более современных моделях.
к меню ↑

Модельный ряд


Мотоблоки «Ока», выпускающиеся и продающиеся сейчас, по большей части относятся к славному семейству «МБ-1», отлично зарекомендовавшему себя. Как и в других устройствах этого рода, рекомендована смена масла после первых 5 часов использования. Затем промежутки увеличиваются до 25-30 часов. Допускается применение минерального масла для карбюраторных автомобильных моторов. В последней версии, появившейся в 2010 году, было внедрено тросовое управление, обеспечивающее моментальную экстренную остановку мотора.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Почти все выпускаемые модели относятся к ветке «МБ-1Д». Яркий пример — модель «МБ-1Д2М16». Этот мотоблок комплектуется двигателем китайского производства марки Lifan 177F суммарной мощностью 9.0 л. с. Блок рассчитан на 2 передние и 2 задние скорости. Полоса вспашки может варьироваться от 72 до 113 см. Если делать несколько проходов, удается достичь глубины 30 см. Для передачи создаваемого мотором усилия на рабочие части избрана клиноременная схема. Цепной редуктор может работать на двух скоростях. Для наполнения редуктора используют от 1,5 до 2 л трансмиссионных масел.

В набор поставки входят:

  • пневматические колеса;
  • 4 рыхлящие фрезы;
  • сошник.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Двигатель, приводящий в движение сам мотоблок и вспомогательные орудия, работает на автомобильном бензине, имеет четырехтактный цикл действия. При объеме цилиндра 270 см3 вместимость бензинового бака составляет 6 л. Транспортные скорости вперед и назад равны 9 км/ч, минимальные — 3,6 км/ч. Колесная схема мотоблока — 2х2. Благодаря клиренсу 14 см он уверенно ездит по любому минимально ухоженному дачному участку. Чтобы блок мог повернуть по команде штангового руля, требуется радиус минимум 33 см. Регулировка размера колеи выполняется ступенчато. За счет удлинителей ее можно нарастить с 31 до 59 см. Штатное количество фрез — 4; если этого не хватает, можно добавить еще 2.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

На каждую фрезу приходится по 4 ножа. Фирменная гарантия на мотоблок составляет 18 месяцев. Модель «МБ-1Д2М16», как и другие версии, собирается в Калужской области. Мотоблок способен эффективно обрабатывать до 50 соток земли. На более крупных участках его характеристики уже недостаточны.

По исполнению устройство классифицируется как моторный культиватор фрезерного типа со шкивом отбора мощности. Благодаря разнообразию совместимого оборудования можно круглый год выполнять множество работ на участке, причем не только сельскохозяйственного характера. Поставляемый из Китая двигатель опционально оснащается электрическим стартером. В комплект по желанию потребителя добавляют понижающие редукторы.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Для оснащения модели «МБ-1Д2М13» конструкторы избрали японский мотор Subaru EX17, рассчитанный на 6 л. с. Параметры колеи, ширины вспахиваемой полосы и глубины вспашки те же самые, что и у модели 16. Отсутствуют отличия также в организации сцепления и редуктора в базовой комплектации. Вместимость бензинового бака равна 3,6 л. Для заправки двигателя расходуют еще 0,8 л моторного масла. 4 или 6 фрез могут делать от 40 до 100 оборотов в минуту. Общая масса устройства не превышает 90 кг. На мотоблок дают гарантию 24 месяца. Производитель обещает, что может проводиться длительная работа на средних по размеру угодьях. Важно: двигатель может меняться в некоторых версиях, потому рекомендуется внимательно проверять его модификацию в техническом паспорте.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Стандартные моторы серии EX Premium классифицируются как профессиональные силовые установки со значительной производительностью, рассчитанные на долгую эксплуатацию. Несмотря на свою повышенную мощность, они сравнительно невелики. Японские разработчики активно используют самые последние технологические достижения, чтобы кардинально улучшать свой продукт. Высокие характеристики мотора достигаются:

  • использованием чугунных гильз, получаемых путем точной отливки;
  • установкой долго работающего вентилятора;
  • оптимизацией верхнеклапанного привода, обуславливающей малый уровень шума;
  • улучшением геометрии камеры сгорания и увеличением бобины стартера (все это облегчает запуск даже при сильнейшем морозе).

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Общая масса мотора «13-й» модели составляет 15 кг. Для него советуют применять бензин без добавки свинца. В модификации «МБ-1Д1М1» натяжение ремней даже сильнее, ведь ее двигатель выдает 8 л. с. Что немаловажно, 100% деталей этого мотоблока сделано на территории РФ. Потому обеспечивается полная ремонтопригодность.

Важно: хотя мотор делается не в Японии, как в предыдущем случае, а в России, он отобран предельно тщательно. На мотоблоке можно даже вспахивать тяжелые целинные земли. Благодаря продуманному ременному сцеплению и цепному редуктору удается обеспечить 2 передних и 2 задних скорости, при ширине обрабатываемой полосы от 57 до 72 см. «МБ-1Д1М1» способен вспахать землю на глубину до 30 см. Если к нему прицеплена телега, скорость перемещения достигает 10 км/ч. Вместимость топливного резервуара составляет 3,6 л.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Внимания заслуживает также модель «МБ-1Д1М19». Для ее комплектации используется продвинутый мотор Lifan, выдающий 7 л. с.

В комплект отгрузки входят по умолчанию:

  • удлинители колесных осей;
  • пневматические колеса для этих осей;
  • фрезы для обработки земли;
  • вспомогательные крылья;
  • заглубитель плуга (сошник).

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Конечно же, изготовитель вправе изменить комплектацию по мере необходимости, не уведомляя потребителей. Важнее другое — мотоблок этой модели вполне многофункционален, неплохо справляется и с целиной, и с ранее обработанной землей. Его можно успешно использовать на участках площадью до 20 соток включительно. Производитель заявляет, что бесконтактное электронное зажигание позволит без проблем запустить мотоблок в любой сезон. Для оптимизации ручного запуска используется проверенный декомпрессор.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Специальная конструкция глушителя позволяет сделать мотор менее шумным, нежели другие отечественные модели. Мотоблок рассчитан на пару передних и пару задних скоростей. Регулировка рукоятей производится точно под рост и комплекцию оператора. Сцепление пневматических шин с поверхностью усиливается при помощи высокого протектора. Мотоблок может использоваться как привод для водяного насоса.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

МБ-1Д2М16

Мотоблок Ока МБ-1Д2М16

Эксплуатационные свойства:

  • нетребовательность к качеству топлива расход которого не превышает 2,1 л/ч;
  • вместительный топливный бачок – 4,6 л;
  • 6-позиционная КПП;
  • обработка почву на 30 см вглубь и до 72 см – по ширине;
  • вес – 98 кг.

Бренд и производитель


Производителем мотоблоков Ока серии МБ-1 является калужское предприятие ОАО «Калужский двигатель», расположенное в российском городе Калуга по адресу ул. Московская, 247. По заявлению производителя, там же находится сервисный центр, где выполняется техническое обслуживание и ремонт мотоблоков.

расположение ОАО «Калужский двигатель»

расположение ОАО «Калужский двигатель»

Сеть сервисных центров весьма широка, полный перечень адресов можно уточнить, обратившись по контактному телефону заводского сервисного центра.

ОАО «Калужский двигатель»

История появления «Кадви» берет начало в 1966 году — в то время был создан Калужский опытный мотозавод. В настоящее время завод «Кадви» выпускает техническое оборудование, не только мототехнику, но и запчасти для крупной техники, детали и составные части тяжелой промышленной техники. Мотоблоки калужского производства известны не только в России, но и в ближнем зарубежье, например, в Украине, Молдове, Казахстане, Узбекистане, Белоруссии.

Отличительными характеристиками всех мотоблоков, объединенных брендом «Кадви», является надежность, высокое качество, стабильность работы, долговечность и возможность широкого применения в сельском хозяйстве и фермерстве. Навесное оборудование для «Ока» подходит и для мотоблоков «Угра», некоторые изделия можно присоединять и к машинам других производителей — украинских, белорусских и т.д.

Описание

Начиная обзор линейки модификаций мотоблоков “ОКА”, хочется уделить несколько слов предприятию, которое производит эту тяжелую технику. Калужский моторный завод был основан в середине прошлого века — в 1966 году. Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

В конце 80-х годов прошлого века предприятие КаДви наладило выпуск мотоблоков серии МБ-1, впоследствии получивших название “Ока” и “Угра”. Техника совершенствовалась, проводились разработки по созданию высокоэффективного функционального оборудования, которое с успехом используется и в наше время.

Современная промышленность выпускает три разновидности тяжелой агротехники:

  • бензиновые модели;
  • дизельные мотоблоки;
  • мотоблоки, работающие от электрического двигателя.

Предприятие “Калужский двигатель” остановило свой выбор на бензиновых моделях, используя различные моторы отечественного и зарубежного прома.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

“Калужский двигатель” специализируется не только на изготовлении агротехнической мототехники. Одним из направлений завода является изготовление двигателей, различных комплектующих к тяжелой агротехнике промышленного уровня.

Обкатка двигателя


При приобретении нового мотоблока требуется произвести обкатку двигателя. Принципы обкатки мотоблока Ока с двигателем Лифан:

  • продолжительность обкатки – 30 часов;
  • глубина обработки почвы за один проход – 10 см (в 2-3 приема);
  • использование рычага дроссельной заслонки – не более 2/3 хода;
  • длительность непрерывной операции по обработке почвы – не более 2 часов;
  • проверка масла в моторе и редукторе – перед началом работы в обязательном порядке.

Если не соблюдать данные принципы, то может произойти разрушение шатунно-поршневого модуля, заклинивание мотора и износ редуктора.

Мотоблок Ока с тележкой

Мотоблок Ока с тележкой

Технические характеристики

Широкие возможности использования обусловлены следующими характеристиками мотоблока Ока МБ 1д1м10:

  • масштаб обрабатываемой площади – 72-113 см;
  • максимальная глубина культивации – 32 см;
  • параметры – 150х61х105 см;
  • вес – 100 кг;
  • дорожный просвет – 14 см;
  • транспортная колея – 31 см, 59 см (можно регулировать);
  • наименьший радиус поворота – 1,1 м;
  • диапазон рабочей температуры воздуха — -20-+35°С.

Технические свойства данной техники позволяют выделить ее среди остальных мотоблоков такой серии. Устройство отличается наибольшей глубиной обработки.

Характеристики двигателя

Силовой агрегат модели предусмотрен для разных тяговых условий в зависимости от состояния почвы. Модель оснащается мотором Lifan серии 168F-2A. Основные характеристики мотора:

  • мощность – 6,5 л.с.;
  • тип – 4-тактный бензиновый;
  • скорость движения – 3,6-9 км/час;
  • вид редуктора – цепной;
  • число скоростей (перед./зад.) – 2/2;
  • вал отбора мощности – 3000 об/мин;
  • охлаждение – воздушное;
  • тип сцепления – ременное.

Обязательно почитайте: Мотоблок Кайман

Мотоблок имеет шкив отбора мощности. Резцы для почвы расположены на оси, замещая колесные пары. Предусмотрена электронная система зажигания.
Менять масло в двигателе необходимо через 25-30 часов эксплуатации. Но при пользовании новой техникой, следует произвести замену после 5 часов. В коробке передач масло меняется через 100 часов.

Двигатель мотоблока Ока

Двигатель мотоблока Ока

Расход топлива

Мотоблок считается очень экономичным в плане расхода топлива. Объем бака составляет 3,6 л. Расход топлива равен примерно 1,4-1,5 л/час.

Видео-обзоры


Мотоблок ОКА с плугом

Мотоблок ОКА МБ-1Д2М13 с двигателем Subaru EX17 Premium

Мотоблок Ока. Вспашка

Преимущества и недостатки

Мотоблок «Ока» модели «МБ-1Д1М10» отличается простотой, но при этом оснащен валом отбора мощности. При помощи этого вала можно присоединить вспомогательное оборудование той же марки. Модель «МБ-1Д2М16» предназначена для работы на крупных участках, на огородах до 50 соток. Независимо от конкретной версии, мотоблоки калужского завода можно считать хорошим выбором для обработки земли в личном подсобном хозяйстве.

Достоинствами аппаратов считаются:

  • минимальный уровень шума;
  • надежность моторов;
  • рациональный выбор скоростных режимов для конкретных модификаций;
  • сравнительно небольшие размеры и масса;
  • минимальный радиус разворота;
  • небольшие требования к уходу и обслуживанию.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Проблемы могут быть связаны с низкой износостойкостью приводных ремней. Однако в базовый комплект поставки всегда входят их дополнительные наборы, поэтому устранение неполадок вполне возможно. Тем более что конструкция весьма проста, и ремонт не требует даже обращения в сервисные организации. А легкость и компактность мотоблоков упрощают их перемещение и хранение. В сумме положительные качества далеко перевешивают их отрицательную сторону.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Рейтинг ТОП-лучших моделей


Место Наименование Цена
ТОП-7 лучших мотоблоков Ока
1 КаДви Ока МБ-1Д1М10 25 000 ₽
2 КаДви Ока МБ-1Д2М16 39 000 ₽
3 КаДви Ока МБ-1Д1М7 43 000 ₽
4 КаДви Ока МБ-1Д2М17 47 000 ₽
5 КаДви Ока МБ-1Д2М14 40 000 ₽
6 КаДви Ока МБ-1Д1М15 38 000 ₽
7 КаДви Ока МБ-1Д1М11 25 000 ₽

Чем может комплектоваться

Мотоблок Ока может агрегировать с навесными и прицепными приспособлениями. Применяются такие дополнительные насадки:

  • картофелесажалка – с возможностью посадки, зарывания и образования гранок;
  • фреза – используется для рыхления почв разной природы;
  • косилка – применяется для скашивания травы и твердостебельной растительности, которая растет на обочинах, невысоких склонах и других неудобных участках;
  • тележка с одной осью – употребляется для перемещения груза;
  • снегоуборщик – используется для уборки территории от снежного покрова;
  • плуг и окучник – применяется для распахивания почвы различного состава;
  • картофелевыкапыватель – находит применение при уборке картофеля.

Существуют и другие разновидности приспособлений – щетки, отвалы, сцепки, зацепы для грунта и прицепы. Их также можно приобрести на рынке.

Советы по выбору


Решающее значение при выборе мотоблока, как всегда, имеет его мощность. Дело в том, что именно от нее зависит, сможет ли аппарат распахивать целину, или он только способен работать на уже облагороженной земле. Играет роль, конечно, еще и структура грунта. Для решения широкого спектра задач специалисты рекомендуют модели с валами отбора мощности. Важно: если основная работа — фрезерование земли, нужно выбирать более легкий аппарат.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Для легких и средних мотоблоков рекомендованы цепные редукторы. Червячные варианты используются намного реже, и только на самых легких машинах. Что касается моторов, один из лучших видов продукции — от компании «Лифан». Это первоклассные изделия, которые намного совершеннее российской продукции, и не хуже ее адаптированы к местным условиям. Японские двигатели самые качественные, но они наиболее дороги.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Обслуживание

Любая техника будет работать долго, только в том случае, когда ее владелец ухаживает за ней и эксплуатирует ее в соответствии с требованиями инструкции.

Несоблюдение простых правил обслуживания может привести к преждевременной поломке и капитальному ремонту мотоблока Ока.

Чтобы этого не случилось, придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Возраст оператора должен быть не менее 18 лет.
  • Запрещается пускать мотокультиватор своим ходом по магистралям, дорогам общего пользования и шоссе.
  • Запрещено использовать бензин и масло не соответствующие требованиям инструкции.
  • Запрещено использовать МБ с уровнем масла ниже рекомендуемого.
  • Не рекомендуется в процессе обкатки использовать мотоблок на полную мощность.
  • Моторное масло следует менять каждые 30 часов работы.
  • Трансмиссионное масло следует менять каждые 100 часов работы.
  • Перед запуском следует сделать регулировку системы зажигания мотоблока.

Правила эксплуатации

Прежде чем начинать любые полевые работы, следует обкатать мотор. Делают это не менее 30 часов, но только под ограниченной нагрузкой.

Перед началом ежедневных работ и по их завершении:

  • проверяют уровень масла и топлива;
  • оценивают качество соединений и сцепок;
  • измеряют давление в колесах.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Когда работа на время приостанавливается:

  • мотоблок очищают и моют;
  • сушат его в тени;
  • смазывают все основные узлы;
  • ставят аппарат на хранение.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Особенности ухода

Специалисты рекомендуют, конечно, использовать только официально поставляемые оригинальные запчасти. Для улучшения работы устройства может проводиться доработка валика переключения скоростей. Точнее, к нему прикрепляют ручку, которая позволяет работать удобнее. Специальный болт при этом вводится в рулевой механизм. Модернизировать ступичный узел чаще всего стараются изготовлением дифференциальных ступиц (так называемых разблокираторов). Их можно сделать из передних ступиц автомобилей «Жигули» либо «Москвич». Обязательно отрезают и оттачивают «ушки». Если болты очень сильно заржавели, их срезают «болгаркой». Но надо помнить, что насадка всех элементов на ось должна быть максимально плотна.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Замена масла

Масло следует менять в картере двигателя и в редукторе. Для двигателя подойдет автомобильное масло для карбюраторов. Для редуктора необходимо использовать масло трансмиссионное ГОСТ 23652-79.

Частота замены масла в редукторе составляет 1 раз на 100 часов работы. Таким образом, до капитального ремонта редуктора масло следует сменить 35 раз. Чтобы правильно поменять трансмиссионное масло, нужно придерживаться следующей инструкции:

  • Слить топливо и масло из двигателя.
  • Поставить справа от мотоблока емкость.
  • Вывернуть пробку и наклонив агрегат, слить масло редуктора мотоблока Ока.
  • Поставить мотоблок в исходное положение, и залить масло в редуктор.
  • Ввернуть пробку.
  • Заправить двигатель маслом.
  • Заправить топливный бак.

Смотрите » Характеристики популярных мотоблоков МТЗ Беларус

Различия техники

Преимущества «Оки»:

  • Небольшие габариты позволяют не занимать много места при транспортировке.
  • Надежность, прочность узлов, соединений и конструкции в целом.
  • Срок эксплуатации.

Преимущества «Невы»:

  • Наличие осветительных фар на некоторых прототипах.
  • Большая ширина захвата и глубина вспашки.
  • Высокая мощность и сила тяги.
  • Малый вес.
  • Малая цена.
  • Запуск с кнопки.

Наглядно представлено, что Калужский двигатель проигрывает по многим параметрам в производстве данной сельскохозяйственной техники.

«Ока» и «Нева»



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.