Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Прицеп для мотоблокаИспользование прицепа для мотоблока позволяет значительно расширить функциональные возможности этого популярного технического средства. Однако приобретение готового устройства не для всех владельцев приусадебных участков является целесообразным с финансовой точки зрения. В такой ситуации можно подумать об изготовлении прицепа своими руками.


  • Виды и особенности конструкций
  • Изготовление прицепа своими руками
    • Сборка рамы
    • Обшивка каркаса
    • Ходовая часть

Об классификации и видах прицепов для мотоблока

В условиях развития сельскохозяйственной техники и внедрения технологий улучшающих и облегчающих труд работников появились различные модели тележек и прицепов, применяемые совместно с мотоблоками и выполняющие тяжёлые и трудоёмкие работы касающиеся транспортировки.

В зависимости от используемых типов двигателей мотоблоков, их мощности и использования, можно классифицировать прицепы по следующим группам:

  • Прицепы мотоблоков мощностью от 10 л.с., с грузоподъёмностью от 600кг до 1,2тонн, с размерами: ширина до 1,2 метра, длина от 2-х до 3-х метров;
  • Транспортные прицепы к мотоблокам среднего класса мощностью от 4.8 л.с, с грузоподъёмностью до 600 кг, с размерами: ширина до 1 метра, длина от 1,4 до 1,5 метров;
  • Лёгкие прицепы тележки к мотоблокам мощностью до 4.8 л.с., с грузоподъёмностью до 350 кг с размерами: ширина до 1 метра, длина от 0,85 до 1,15 метра;

Выбор необходимой конструкции прицепа определяется многими факторами: тонажностью, функциональностью, наличием дополнительных функций, но определяющим условием будет мощность мотоблока.

Прицеп для мотоблока: классификация и виды, конструкция и сборка

В конструкцию прицепа включены определённые элементы: кузов, колёса на валу со ступицами, каркас с дышлом, крылья над колёсами, сиденье для водителя, возможно применение дополнительных тормозов.

Основу такой тележки составляет кузов, который изготавливают из оцинкованной стали с рёбрами жёсткости, с откидными бортиками.

В соответствии характеристиками использования, различают следующие конструкции прицепов:

  • Стационарный, единый в конструкции прицеп для мотоблока, без съёмных элементов;
  • Прицеп к мотоблоку с бортовыми откидными стенками, с задним и боковыми;
  • Тележка для мотоблока с откидным механическим кузовом и задним откидным бортом;
  • Тележка для мотоблока с откидным гидравлическим кузовом и откидными бортами;
  • Прицеп для мотоблока с установленным дополнительно тормозом ручным, ограничивающим движение самопроизвольное;
  • Тележка для мотоблока в одноосном исполнении с двумя колёсами;
  • Прицеп выполненный в двухосном исполнении, с четырьмя колёсами.

Так же, важным элементом считается материал из которого изготовлена тележка прицепная для мотоблоков. Выпускаются чаще модели из оцинкованной стали, но есть образцы из пластика. Из стали конструкции надёжные, но по стоимости дорогостоящие.

Прицеп для мотоблока

Для перевозки сыпучих грузов лучше использовать тележки с самосвальными устройствами и что бы имелся гидравлический привод, позволяющий выполнять свободно свалку груза. Высота бортов считается важным фактором в применении. Если грузы более крупные, то рекомендуется использование бортов до 60 см. В простом исполнении у прицепа стенки бортов в пределах 35см.

На рынке тележка для мотоблока представлена в вариантах с колёсами разных модификаций; с чугунными ступицами, со стальными ступицами. Лучшим вариантом считаются стальные ступицы. Для изготовления тележек своими руками применяют детали от колес Жигулей и от мотоколяски типа СЗД. Колёса применяются размерами от 10 до 17 дюймов.

Популярными изделиями считаются тележки марки Forza подходящие к мотоблокам Нева и типа ТМП (М), хорошо себя зарекомендовали тележки от МТЗ Беларусь, Зубр, Краз.

Прицеп для мотоблока

Виды


Под мотоблок крайне важно выбрать подходящую сцепку, поскольку от ее качества зависит многое.

Она бывает:

  • одинарная или двойная;
  • с усиленной конструкцией;
  • с возможностью регулировки;
  • универсальный вариант.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Если в момент эксплуатации используются различные навески, тогда лучше приобретать одинарную или двойную сцепку. Когда дополнительное оборудование крупногабаритное или необходимо транспортировать большой груз, тогда самое время использовать усиленную.

Ее отличие от предыдущей в большей толщине и длине. Благодаря конструкции плуг или фреза глубже могут погружаться в грунт.

Регулируемая дает возможность пользователю устанавливать необходимый угол вала. В результате навесное оборудование устанавливается на необходимый уровень, соответственно увеличивается эффективность работы.

Универсальная сцепка используется везде, ее можно переставлять на разные модели. За счет нее у пользователя появляется возможность производить регулировку угла, под которым устанавливается навесное оборудование. Главную роль играет болтовой механизм.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Именно по той причине, что подобная сцепка применяется при навешивании окучников и плугов, она может быть как двойной, так и тройной, а значит, не запрещено одновременно подсоединять несколько рабочих элементов.

Чаще всего используется П-образный узел, который возможно изготовить как самостоятельно, так и приобрести уже готовым. Есть в продаже и сцепка для АПМ адаптера, которая необходима при работе с окучником или плугом.

Она используется на мотоблоках:

  • «Нева»;
  • «Ока»;
  • «Кентавр 1080Д»;
  • «МТЗ»;
  • «МБ»;
  • «Каскад».

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Изделие присоединяется к заднему или переднему адаптеру, а затем навешивается дополнительное оборудование вроде плуга, картофелекопалки. Конструкция изделия продумывается таким образом, чтобы можно было обеспечить надежное крепление за счет использования трех болтов. Когда мотоблок наклоняется во время эксплуатации, плуг остается в перпендикулярном положении относительно грунта.

При использовании некоторых сцепок у пользователя появляется возможность регулировать высоту и менять угол наклона в желаемой плоскости.

Например, в горизонтальной плоскости, максимально допустимый угол составляет +-20 градусов, в вертикальной на 7 градусов больше. Есть на рынке и вариант сцепки для мотоблоков – МК, используемое для плуга серии «Крот» и окучника типа «ОН-2». Используется исключительно только в таком варианте и никак по-другому, то есть для иного навесного оборудования не подойдет.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Характеристики стандартных прицепных механизмов

Мотоблок, сделанный на производстве имеет, как правило, стандартные характеристики и размеры, поэтому прицеп для мотоблока также желательно подбирать исходя из определенных параметров:

  • Для самых легких моделей мотоблоков у прицепа должна быть длина и ширина в среднем 1 метр. Как правило, промышленные варианты имеют размер от 85 см, до 115 см. Предусмотренная вместимость тележки для мотоблока в подобном случае не должна превышать 300 килограмм. Цена от 200$;
  • В средних мотоблоках, мощность которых составляет от 5 лошадиный сил габариты не должны превышать (1×1.4-1.5 м), а вместимость 500 килограмм. Такие варианты стоят от 250$;
  • Для тяжелых моделей предусмотрены прицепы для мотоблоков двуосного типа 1.2 м × 2-3 м, с грузоподъемностью максимум 1 тонна. Цена на такие модели составляет от 500$ и выше.

Прицеп для мотоблока

Цены на телегу для мотоблока могут быть существенными, поэтому многие хозяева, занимающиеся сельским хозяйством, с целью экономии пытаются сделать прицеп для мотоблока. Постройка подобного прицепа дело не сложное, но все ровно к этой работе необходимо тщательно подготовиться, учесть возможные нюансы и углубится в технологию дальнейшего изготовления.

Важные элементы прицепа


  • Кузов. Не экономьте на материалах, выбирайте прицепы из окрашенного металла. Вместительные модели потребуют более мощного мотоблока.
  • Колеса. Способность телеги проехать по вязкой, рыхлой почве зависит от ширины колес. Чем шире камера, тем лучше проходимость.
  • Дышло. Элементы различаются способом крепления. При выборе необходимо уточнить, подойдет ли конкретная телега к вашему мотоблоку. Также существуют дышла с универсальным креплением.
  • Крылья. Необходимый элемент, который не позволяет камням и грязи разлетаться из-под колес.

Чертежи

Зачастую для самодельного прицепа к мотоблоку берут листы из стали или оцинкованные аналоги. Иногда еще используют специальный надежный пластик. Естественно, металлические листы имеют больший срок службы, но пластиковые аналоги обойдутся в меньшую сумму.

Прицеп для мотоблока: характеристики, чертежи, сборка

Когда материал для самодельной тележки для мотоблока выбран можно начинать составление чертежа, и схем всех несущих элементов: рабочий кузов, водительское кресло, а также рама.

Чтобы выполнить такую работу – не нужно являться конструктором-механиком, но предварительный набросок должен быть составлен грамотно.

Почему необходимо тщательно подготовится? При создании тележки для мотоблока нужно начертить модель, указать на все сложные участки, определится с габаритами, а также учесть все узлы и соединительные детали. В чертеже должны быть предусмотрены ходовые и несущие элементы.

Место для водителя должно быть правильно соединено с основным модулем, а также с поворотным узлом. Присоединять все необходимые узлы непосредственно к мотоблоку необходимо при помощи тупиц и консоли. Нужно изготовить цепной механизм (осевой стержень).

Верхняя ось будет служить опорой, а узел поворотного механизма должен вращаться вокруг оси на подшипниках, которые должны быть защищены качественным антипыльником. Все пустоты вокруг таких подшипников обязательно должны быть заполнены смазочной смесью.

Самостоятельное изготовление сцепки для мотоблока


Вариантов сцепок существует много. Этот механизм нужен не только для фиксации прицепа. С его помощью на мотоблок устанавливается любое навесное оборудование. Самый лучший из вариантов ‒ это узел, когда труба соединяется с другой трубой. Одно и простейших, но довольно надёжных устройств представлено на фото.

Сцепное устройство

Сцепное устройство
ФОТО: youtube.com

Чертежи сцепки для мотоблока, выполняемого своими руками

Конструкции деталей одного из вариантов сцепного устройства представлены на фото.

Детали конструкции простой и надёжной сцепки

Детали конструкции простой и надёжной сцепки
ФОТО: specmahina.ru

Сцепка в сборе

Сцепка в сборе
ФОТО: specmahina.ru

Как сделать сцепку для прицепа мотоблока

Две скобы, отрезанные от швеллеров, крепятся к деталям прицепа и мотоблока. В отрезанных скобах сверлятся отверстия для крепления болтами. Со стороны мотоблока установлен регулировочный винт с рукояткой, чтобы было удобно цеплять различные навесные орудия.

Нюансы изготовления прочих видов прицепов для сельхозтехники

Рассмотрим основные блоки, которые необходимо использовать для создания функционального оборудования.

Прицеп для культиватора своими руками

Культиватор – это устройство для обработки почвы. Мотокультиватор имеет собственный двигатель, просто культиватор отбирает мощность от другого устройства, например, от мотоблока, который, следовательно, должен иметь устройство отбора мощности, а сам культиватор должен иметь возможность эту мощность принимать. Эта функция присутствует не на всех моделях и мотоблоков, и культиваторов.

Но существует и пассивное навесное оборудование к мотоблоку, для которого не требуется отбор мощности. Образцы и стандартная сцепка представлены на фото. Если в комплекте продажи сцепка отсутствовала, то её можно сделать так, как описано в этой статье.

Навесное оборудование для мотоблока

Навесное оборудование для мотоблока
ФОТО: ok.ru

Как сделать двухосный прицеп к мотоблоку

Для перевозки грузов более 300 кг следует делать двухосный прицеп. Технология создания такая же, как и одноосного – разработка конструкторской документации, подбор материалов и подходящих деталей, изготовление деталей и рамы. Так как транспортное средство рассчитано на большую грузоподъёмность, то и раму надо делать более прочной. Для неё потребуются профильные трубы размером не менее 50×50 мм². Колёсные оси привариваются к лонжеронам рамы.

Рама для двухосного прицепа

Рама для двухосного прицепа
ФОТО: traktoramira.ru

Интересный вариант получается, когда мотоблок размещают позади грузовой платформы. Эта компоновка напоминает квадроцикл. В процессе испытаний и доработок передняя часть этой чудо-машины была оснащена рулевой колонкой со всеми необходимыми механизмами. Получилась самобеглая коляска. А сзади к ней можно прицепить грузовую тележку.

Квадроцикл

Квадроцикл
ФОТО: traktoramira.ru

Самосвальный прицеп для мотоблока

Особенность самосвального прицепа в том, что его кузов не приваривается к платформе прицепа, а устанавливается на шарнире. Центр тяжести загруженного кузова должен находиться немного сзади шарнира. Задний борт должен быть откидным или съёмным. Технология изготовления такая же, как и для других конструкций.

Прицеп-самосвал

Прицеп-самосвал
ФОТО: specmahina.ru

Собираем ходовую часть


Для создания удобного водительского кресла много деталей вам не понадобится. Части, которые испытывают большую нагрузку, это поворотник, а также дышло, поэтому их необходимо укрепить ребрами жесткости. Чтобы прикрепить водительское место к мотоблоку – нужен шарнир.

Прицеп для мотоблока: характеристики, чертежи, сборка

Как говориться «не нужно придумывать велосипед». Отличным вариантом будет конструкция – «труба в трубе». Благодаря такому соединению получается подобие шарнирной системы, благодаря чему колесная база водительского места самостоятельно поворачиваться. Такое соединение снижает вероятность деформации тележки для прицепа.

Устанавливать водительское место к центральной трубе следует на болты, а также шпильки и контргайки. Предварительно выточите в трубе продолговатое отверстие для качественного фиксирования болта, и свободного вращения.

Рессоры, навесы и колеса устанавливают от любых автомобилей и мотоколясок, но в строгом соответствии с предполагаемыми нагрузками. Данные детали желательно приварить к балке, окончания при этом нужно присоединить к лонжерону.

Для дышла зачастую берут трубу сечением (60×30 мм), которую нужно приварить к передней части лонжеронов. Лучи краями необходимо приварить к тяговой сцепке. Таким образом выходит некий аналог заводского варианта дышла.

Что это такое?

Под прицепным устройством понимают фаркоп или тягово-сцепное оборудование. Они необходимы для того, чтобы обеспечить надежное крепление между мотоблоком и прицепом.

Фаркоп должен гарантировать пользователю безопасность, надежность, соответственно, его конструкция тщательно продумывается, а к материалу предъявляются особые требования.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Технические характеристики


У сцепок «Зирка» в укороченном варианте высота внутренней втулки или диаметр отверстия составляет от 2 до 9,4 сантиметра. При этом вес конструкции 4,6 килограмма. Размер рамной планки 315 мм.

Отличает такое изделие угол регулировки и наличие поворотного механизма, благодаря которому плуг, независимо от условий, строго горизонтально обрабатывает почву, даже если мотоблок смещается. Сцепка широко применяется при необходимости корректирования работы навесного оборудования или когда перепахивается неровная поверхность.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Есть на рынке удлиненный вариант описываемой модели. Вес конструкции увеличился до 7,5 кг, внутренний диаметр 210 мм, а втулка имеет высоту 94 мм. Габариты рамной планки также больше — 520 мм.

Используется изделие так в случаях, когда требуется корректировать работу навесного оборудования.

В конструкции использовался зажим поворотного типа. Плуг идет всегда под прямым углом и все благодаря болтовому соединению, при этом положение техники не играет роли.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

На универсальных сцепках также присутствует болтовой зажим, но они крепятся к технике посредством специального переходника. Ширина может достигать 0,9 метра, максимальный вес 6,6 кг.

Если рассматривать тройную модель, то она устанавливается на мотоблок с помощью фронтальной части на поворотном узле. Покупается эта часть отдельно, поскольку ни с одним мотоблоком не поставляется. Ширина, которой обладает описываемая сцепка — 900 мм. У монтажной пластины ширина 80 мм, а длина 120 мм. Вес конструкции 7.3 кг.

Если предполагается использовать мотоблок в качестве снегоуборочника, то лучше П-образной сцепки не найти.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Особенности и рекомендации при сборке прицепа

При подготовке и в процессе работ по сборке тележки требуют внимания следующие особенности:

  • Перед началом сборки телеги мотоблока, требуется учесть применяемый вес, особенно важно определить центр тяжести, он может находится ближе к водила и ни в коем случае выступать за ось колеса сзади. Главной целью прицепа будет транспортирование груза, следовательно, при создании телеги основным считается обеспечение небольшого веса и приемлемой грузоподъемности;
  • Телега для мотоблока, собранная своими руками, в стоимости получается дешевле покупной. Смастерить своими руками прицеп для мотоблока выгоднее, чем купить готовый. Особенно важно, если при сборке используются имеющиеся материалы;
  • Тележки заводского производства иногда имеют низкое качество элементов это выражается: в виде плохого качества материалов для кузова, слабой оси, маленьких колес и т.д., что влияет на срок эксплуатации такой детали. Особенно важно, что при малом диаметре колес тележки для мотоблока и при плохом качестве покрышек, их использование существенно затруднительно;
  • Заводские тележки для мотоблока мало чем отличаются от прицепов к мини-тракторам или автомашинам, а ведь мотоблок менее мощный, да и задачи у него другие. Сильное различие в мощности транспортирующего блока с телегой влияет на эффективную работоспособность. Каждый умелец будет мастерить прицеп на мотоблок своими руками используя имеющиеся ресурсы, монтаж сиденья, механизм крепления и прочие несоответствия могут появляться при монтаже.

Прицеп для мотоблока

Вот несколько рекомендаций как сделать телегу к мотоблоку своими руками:

  • Монтаж кузова. При монтаже из металла лучше применять оцинкованный лист, толщиной не менее 3,5 мм. Необходимо к листу крепить ребра жесткости (обычно достаточно жесткости по периметру кузова). На бортах так же применять рёбра жёсткости;
  • Об использовании колес. Предлагается брать колеса от тачек садовых, с большим диаметром, велосипедные от «горных» велосипедов или мотоциклетные колеса. Следует учесть, что диаметр колеса влияет на проходимость, чем оно больше, тем выше проходимость. На проходимость тележки влияет и ширина колеса, чем больше ширина колеи, тем лучше. Конструкция ходовой части не может быть тяжёлой, так как при этой снижается полезная нагрузка на тележку;
  • Создание системы само сваливания груза, при условии если будет применяться такая функция. Узел крепления прицепа к мотоблоку необходимо купить заводского производства, поскольку изготовить их самостоятельно достаточно сложно, а готовые узлы стоят недорого и достаточно широко распространены в продаже;
  • Рама. Для монтажа рамы можно применять профиль, трубы небольшого диаметра или уголок. Рама должна быть надёжной и устойчивой к нагрузкам. Для монтажа сиденья можно использовать детали из старых стульев, кресел как бытовых, так и автомобильных.

Установка


Нет ничего сложного в том, чтобы установить сцепку на мотоблок. На скобы потребуется прикрутить штыри, для чего используются болты типа М14. Если есть необходимость, то допускается присоединить дополнительное оборудование, но перед этим необходимо закрепить ось от сцепки. За ориентир берут внешнее отверстие сцепки, куда и заправляют ось.

На втором этапе начинают закручивать болты, но это должно быть выполнено таким образом, чтобы на корпусе и стойке отверстия совпали. После узел скрепляется болтами типа М12. Как показывает время, используемая схема не только проста в освоении, но и эффективна. Даже адаптер будет находиться под строгим контролем пользователя.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Настройка и использование

Если пользователь сделал все правильно и к мотоблоку навесное оборудование через сцепку прикреплено верно, то настроить его будет несложно. Желательно первые несколько метров проехать на мотоблоке и проверить качество сцепки.

Главное, на что необходимо обратить внимание — во время эксплуатации техники не должно быть заеданий или перекосов. При возникновении проблем, агрегат останавливают и подкручивают болты.

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору

Прицепные устройства для мотоблоков: виды, устройство и советы по выбору



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.