МТЗ 05 – самый первый мотоблок Минского тракторного завода. Именно с него началась современная история белорусского предприятия. Одноименная техника выпускалась во времена СССР – с 1978 по 1992 год. Мотоблок получил репутацию надежной и недорогой машины, с простой конструкцией и дешевыми запчастями. Аппарат до сих пор востребован на поддержанном рынке, и по-прежнему неплохо смотрится на фоне более современных аналогов.
Содержание
МТЗ-05
Данную технику выпускал белорусский тракторный завод с 1978 по 1992 год.
Технические показатели:
Класс тяги | 0,1 |
Габариты, м | 1,8*0,85*1,07 |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,3 |
Максимальная скорость, км/ч | 10 |
Объем бака для топлива, л | 5 |
Расход горючего, л/ч | 0,35 |
Сцепление | Многодисковое |
Двигатель | УД-15 |
Количество цилиндров | 1 |
Система запуска мотора | Ручной стартер |
Управление | Ручное |
Количество передач переднего хода | 4 |
Количество задних передач | 2 |
Межколесная блокировка | Да |
Тип коробки передач | Механический |
Частота вращения маховика, об/мин | 3000 |
Масса, кг | 135 |
Мотоблок МТЗ-05, технические характеристики которого не уступают аналогичным зарубежным моделям, используется в качестве спецтехники для обработки почвы на небольших участках, где затруднительно или невозможно использовать трактора.
В инструкции по эксплуатации подробно описаны все меры безопасности, которые необходимо соблюдать во время работы, а также возможности и рекомендации по техническому обслуживанию агрегата.
Многих владельцев интересует вопрос о том, от чего подходят запчасти на данный вид техники. Детали (запасные) на мотоблок можно поставить от любого автомобиля (например, адаптер), колеса — от мотоцикла, а, например, мотор, подшипники — от аналогичных версий данной техники.
Двигатель
Здесь установлен четырехтактный двигатель, работающий на бензине.
Характеристики силовой установки УД 15:
Объем, л | 0,245 |
Мощность | 5 л. с. |
Частота вращения, об/мин | 3000 |
Система охлаждения | Воздушная |
Расположение клапанов | Верхнее |
Мотор выдерживает нагрузку при высоких и низких температурах, адаптирован для работы в экстремальных погодных условиях. Показатели мощности сопоставимы с моделями импортных моторов, т. к. 5 л. с. — это стабильный показатель, который техника выдает при выполнении работ, в то время как у зарубежных агрегатов указывается максимальная мощность.
Если требуется отремонтировать мотоблок МТЗ-05, замена двигателя выполняется следующим образом:
- Необходимо отключить газовый трос и магнето-провод.
- Затем нужно снять топливный бак и слить масло, которое есть внутри.
- Открутить 6 болтов и отсоединить мотор от коробки передач.
- Поставить другой двигатель, прикрепив его при помощи плиты со ступицей, троса и болтов.
- Если нужно, то залить требуемое количество масла.
- Провести осмотр всех деталей.
- Произвести стыковку мотора с КПП и установить прокладку.
- Закрутить болты и установить трос.
- Подключить провода и присоединить подставку.
- Запустить агрегат.
Предусмотрена замена двигателя импортным, например Lefan.
МТЗ 09Н
Белорусский мотоблок 09Н с двигателем Honda — технические показатели:
Класс тяги | 0,1 |
Габариты, м | 1,78*0,85*1,07 |
Расстояние дорожного просвета, м | 0,29 |
Радиус поворота, м | 1 |
Максимальная скорость, км/ч | 11,4 |
Скорость во время работы, км/ч | 2,6 |
Рабочий объем мотора, л | 0,27 |
Объем бака для топлива, л | 5,3 |
Расход горючего, г/кВт | 319 |
Тип троса сцепления | Многодисковое |
Двигатель | Honda GX270 (9 л. с.) |
Количество цилиндров | 1 |
Система запуска мотора | Ручной стартер |
Количество передач переднего хода | 4 |
Количество задних передач | 2 |
Межколесная блокировка | Да |
Тип коробки передач | Механическая |
Частота вращения маховика, об/мин | 3600 |
Масса, кг | 176 |
Конструкция мотоблока оснащена надежной трансмиссией, блокировкой дифференциала и внутренним валом отбора мощности. Технику можно эксплуатировать совместно с прицепом, масса которого не должна превышать 650 кг.
Колесная формула — 2*2, а регулировка колеи происходит в диапазоне от 0,45 до 0,7 м.
Техника выпускается заводом, расположенным в Минске, к маслу мотоблок МТЗ-09 неприхотлив, а двигатель работает на бензине АИ-92 или АИ-95.
Техника адаптирована для работы в напряженных условиях как при низкой, так и при высокой температуре окружающей среды.
Общие сведения, назначение и особенности конструкции
МТЗ 05 позиционируется в качестве альтернативы классическим минитракторам. Машина построена на одноосном шасси, и в некоторых случаях поставляется вместе с тележкой, которая при этом образует единую конструкцию с мотоблоком. За счет этого техника превращается в полноценный транспорт повышенной проходимости.
Надо сразу признать, что техника обладает узким кругом возможностей, хотя при этом способна выполнять большой спектр работ. Например, мотоблоку подвластны такие задачи:
- вспахивание почвы средней сложности
- окучивание корнеплодов и других овощных культур
- транспортировка небольших грузов
- скашивание травы и кустарников
- боронование
Даже сейчас техника пользуется высоким спросом у нетребовательных хозяйственников. Машина идеально подойдет для работы на огороде, в саду и пришкольных территориях.
МТЗ 05 имеет ограниченный потенциал для установки навесного оборудования, что особенно заметно при сравнении с современными моделями. И все же, прочная конструкция вкупе с большими колесами позволяют буксировать прицеп массой 500 кг – это весьма приличный показатель на сегодняшний день. К тому же, мотоблоку вполне под силу и стационарные работы.
Техника имеет гибкую конструкцию. Например, есть возможность настроить колею в пределах 425, 600 и 700 мм, что весьма удобно при обработке определенных видов культур. Возможности на бездорожье ограничены разве что большими «зубастыми» колесами, так как у мотоблока нет рамы, а это существенно снижает прочность.
Описание
Эта модель пользовалась большой популярностью в советское время, и остается популярной до сих пор. Выпускалась она с 1978 по 1992 год, и применялась для подготовки почвы под посев, культивации сельскохозяйственных культур, уборки сорняков и перевоза различных грузов.
Мотоблок МТЗ-05
Особенность мотоблока МТЗ-05
- Мотоблок работает при помощи одной оси. МТЗ-05 был разработан в качестве альтернативы полноценным тракторам, если нет необходимости в проведении работ на больших площадях. Он спокойно может транспортировать грузы весом до полутоны.
- Беларус-05 имеет вал отбора мощности, который может вращаться со скоростью до 1000 оборотов за минуту.
- Вес конструкции составляет 135 кг.
- Хорошо себя зарекомендовал во время работы с различным навесным оборудованием: культиваторами, плугами, прицепами, косилками, окучниками и боронами.
- Управление происходит благодаря удобной поворотной рулевой колодке. Все рычаги управления расположены на руле, что делает его максимально удобным в управлении.
- Размер колеи регулируется, и может быть 425, 600 или 800 мм.
- На мотоблоке МТЗ-05 располагается одноцилиндровый четырехтактный двигатель, мощностью 5 лошадиных сил.
Некоторые модели МТЗ оснащались в стандартном варианте двухцилиндровым двигателем мощностью 8 лошадиных сил.
Достоинства и недостатки
К достоинствам данной модели можно отнести:
- простоту использования;
- надежность конструкции;
- распространенность и доступность запчастей;
- сравнительную легкость ремонта, в том числе замены мотора на дизельный.
К минусам же относится то, что:
- эта модель считается устаревшей – выпуск ее начался около 50 лет назад;
- неудачное расположение регулятора газа;
- необходимость добавочного баланса для уверенного удержания в руках и управления агрегатом;
- многие пользователи жалуются на нечеткое переключение передач и значительные усилия, требующиеся для выключения блокировки дифференциала.
Это интересно: Особенности мотоблоков «Нева» с редуктором «МультиАгро»
Инструкция по эксплуатации
Эту модель мотоблока легко эксплуатировать, чему способствует простота ее устройства. Руководство по эксплуатации идет в комплекте с агрегатом. Здесь приведены лишь некоторые моменты по правильной подготовке и использованию механизма (вся инструкция занимает порядка 80 страниц).
- Перед использованием по назначению обязательно обкатайте агрегат на холостом ходу при минимуме мощности, чтобы улучшить притирание элементов трансмиссии и двигателя.
- Не забывайте периодически проводить смазку всех узлов агрегата, соблюдая рекомендации по смазочным материалам.
- После того как вы запустили мотор, педаль пуска необходимо поднять.
- Перед включением переднего или заднего хода нужно остановить мотоблок, и выключить сцепление. Причем остановку агрегата нельзя производить путем установки реверсного рычага в нефиксированное нейтральное положение. Не соблюдая эти рекомендации, вы рискуете сколами шестеренок и поломкой коробки переключения передач.
- Коробку передач необходимо включать и переключать лишь после уменьшения оборотов двигателя и выключения муфты сцепления. Иначе вы рискуете вылетом шариков и поломкой коробки.
- Если мотоблок движется задним ходом, надежно удерживайте штангу руля, и не совершайте резких поворотов.
- Дополнительное навесное оборудование прикрепляйте аккуратно и надежно, не забывая о плотной установке шкворня.
- Если вам при работе на мотоблоке не нужен вал отбора мощности, не забудьте его отключить.
- Перед использованием мотоблока с прицепом тщательно проверьте исправность тормозной системы навесного механизма.
- При работе мотоблока на слишком тяжелых и увлажненных участках земли колеса с пневматическими шинами лучше поменять на грунтозацепы – диски со специальными пластинами вместо покрышек.
Уход
Уход за мотоблоком включает в себя регулярное техническое обслуживание. После 10 часов эксплуатации агрегата:
- проверьте уровень масла в картере мотора и при необходимости долейте с помощью заправочной воронки;
- запустите мотор и проверьте давление масла – необходимо убедиться в отсутствии протекания топлива, необычных шумовых эффектов;
- проверьте работу муфты сцепления, и если нужно, подрегулируйте.
После 100 часов эксплуатации мотоблока необходим более тщательный техосмотр.
- В первую очередь вымойте агрегат.
- Затем проведите все вышеперечисленные процедуры (которые рекомендованы после 10 ч. работы).
- Протестируйте исправность и надежность всех узлов механизма и креплений. В случае обнаружения неисправностей устраните их, ослабленные крепления подтяните.
- Проверьте межклапанные промежутки, а при изменении величины зазоров подрегулируйте. Это делается так: снимите кожух с маховика, подготовьте тонкое лезвие толщиной 0,1-0,2 мм – это нормальная величина межклапанных промежутков, гайку чуть открутите, потом подложите подготовленное лезвие и слегка прикрутите гайку. Затем необходимо прокрутить маховик. Клапан должен двигаться легко, но без зазоров. Если возникнет необходимость, лучше провести повторную регулировку.
- Очистите электроды свечей и контакты магнето от нагара, помойте их бензином и проверьте зазор.
- Смажьте узлы, нуждающиеся в смазке.
- Промойте регулятор и смажьте его детали.
- Промойте бак топлива, отстойник и фильтры, в том числе и воздушный.
- Проверьте давление в шинах и при необходимости подкачайте.
После 200 часов работы проведите все процедуры, необходимые после 100-часовой эксплуатации, а также проверьте мотор и проведите его техобслуживание. При смене сезона не забывайте менять сорта смазки на соответствующие сезону.
Во время эксплуатации возможно возникновение различных проблем и поломок. Многие из них можно предупредить, если соблюдать инструкцию производителя по использованию агрегата.
Иногда возникают проблемы с зажиганием. В этом случае необходимо его отрегулировать.
Если мотор не запускается, проверьте состояние системы зажигания (протестируйте контакт электродов свечей с магнето), есть ли бензин в баке, как идет поступление топлива в карбюратор и как работает его заслонка.
Понижение мощности может иметь следующие причины:
- загрязнение вентиляционного фильтра;
- низкокачественное топливо;
- засорение выхлопной системы;
- уменьшение компрессии в цилиндровом блоке.
Причиной появления трех первых проблем является нерегулярные осмотр и профилактические процедуры, а вот с четвертой все не так просто – она показывает, что цилиндр двигателя изношен и требует ремонта, возможно, даже с полной заменой мотора.
Замена двигателя либо КПП на неродные типы проводится с использованием переходной плиты.
Регулировку сцепления проводят при помощи регулировочного винта. При пробуксовке сцепления винт выворачивают, в противном случае (если сцепление «ведет») винт нужно ввернуть.
Но также следует заметить, что мотоблок до и после использования нужно держать в сухом и закрытом помещении.
Можно модернизировать данный мотоблок, установив электрический генератор, фары, электростартер.
О том, как отремонтировать сцепление мотоблока МТЗ-05, смотрите в видео ниже.