Особенности гусеничных мини-тракторов

Гусеничный минитрактор представляет собой тип транспортного средства, очень распространенный среди фермеров и жителей сельских местностей. Одни покупают готовые заводские модели в магазинах, а другие предпочитают самостоятельно создавать подобные агрегаты. Сегодня производители предлагают большое разнообразие изделий, а чтобы собрать гусеничный минитрактор своими руками требуется иметь специальные навыки и требуемые материалы.


Область применения

Гусеничные тракторы делятся на ряд категорий. Для выполнения агротехнических работ используются пропашные машины. Особенностью техники является возможность смены навесного оборудования. Тракторы отличаются универсальностью, могут применяться в различных сферах, в т. ч. и в роли тягачей. К категории сельскохозяйственных относятся многие гусеничные машины класса мини.

Промышленные тракторы используются в качестве базового шасси для установки специального навесного оборудования. Самый большой промышленный бульдозер Komatsu D575A имеет длину 12,6 м и оснащен дизелем мощностью 1150 л. с. Отвал бульдозера вмещает 70 м³ грунта. Маленькие модели промышленной техники имеют длину 2,5-3 м и оснащены двигателем мощностью 30-50 л. с.

Применение специального оборудования снижает универсальность машин, которые применяются для выполнения узкого круга задач. Промышленные машины могут выпускаться в стандартном и болотном вариантах. Машина для работы на болотах обладает измененной ходовой частью с увеличенной площадью опорной части гусеницы.

Модернизированная ходовая

Для заготовки и вывоза древесины используются трелевочные тракторы, оборудованные платформой, на которую грузятся очищенные от веток стволы деревьев. Машины могут выпускаться в болотном или плавающем варианте. На базе трелевочных тракторов изготавливаются лесохозяйственные машины, используемые для работ, связанных с восстановлением леса, а также в качестве противопожарных.

Главные плюсы и минусы


Особенности гусеничных мини-тракторов

Гусеничный минитрактор

  • К преимуществам гусеничной техники для фермерского или приусадебного хозяйства относят:
  • широкий спектр выполняемых задач: прополка, посев, культивация, вспахивание, скашивание травы, уборка мусора, листьев и сорняка, чистка от снега;
  • наличие повышенной тяги, достигающейся благодаря наличию гусениц;
  • стабильный и ровный ход компактного трактора, так как, благодаря гусеницам, достигаются устойчивость и высокая маневренность трактора даже при условии плохой дороги;
  • низкое давление на почву, из-за чего она сохраняет свою структуру, это очень важно во время весеннего вспахивания;
  • гусеницы оставляют мало следов;
  • трактора пригодны к ремонту, с ними совместимо большинство запчастей;
  • устройства ЧТЗ легко и просто эксплуатировать.

Минитрактор

К относительным недостаткам таких машин относят:

  • небольшая скорость: даже самый совершенный трактор не может передвигаться со скоростью свыше 10 километров в течение часа;
  • эта машина потребляет большое количество топлива;
  • во время работы гусеничный минитрактор издает очень много шума;
  • мини-трактор с гусеницами нельзя эксплуатировать на дорогах, трассах.

Устройство и принцип работы

Маленький трактор на гусеницах может показаться непростым устройством. Но это не так. Его конструкция включает в себя следующие — довольно сложные — механизмы.

  • Рама – то, на что ложится основная нагрузка. Имеет 2 лонжерона и 2 траверсы (переднюю и заднюю).
  • Силовой агрегат (двигатель). Очень важная деталь, поскольку именно от него зависит работа трактора. Лучшими для этой техники считаются дизельные двигатели с четырьмя цилиндрами, водяным охлаждением и мощностью в 40 «лошадок».
  • Мост. У мини-тракторов, произведённых специализированными фирмами, эта часть машины является вполне надёжной и качественной. При самостоятельном изготовлении агрегата можно будет взять мост с любого автомобиля российского производства. Но лучше всего — с грузовика.
  • Гусеницы. Трактор на гусеничном шасси имеет 2 разновидности: с гусеницами из стали и из резины. Стальные гусеницы – более привычный вариант, зато резиновые часто имеют катки-колёса, с которых гусеницу можно снять и ехать на них. То есть появляется возможность передвигаться немного быстрее и по асфальту.
  • Сцепление, коробка передач. Необходимы для приведения мини-трактора в движение.

Что касается алгоритма работы такой машины, нельзя не упомянуть, что, по сути, он не отличается от порядка действий обыкновенного гусеничного трактора. Разница здесь имеется лишь в размерах устройства и в более простой системе разворота.

  • Двигатель при запуске передаёт крутящий момент на КПП, после чего тот, поступая на дифференциальную систему, распределяется по осям.
  • Колёса начинают движение, передавая его на гусеничный ленточный механизм, и машина передвигается в заданном направлении.
  • Поворачивает мини-трактор так: одна из осей притормаживает, после чего крутящий момент переходит на другую ось. Из-за остановки гусеницы, вторая начинает передвигаться, как бы обходя её – и трактор совершает поворот.

Особенности гусеничных мини-тракторов

Как собрать самодельный трактор


Минитрактор «Скаут»

Главной конструкцией самодельного гусеничного минитрактора своими руками, на которую ложится вся нагрузка, является рама. Именно от ее прочности будет зависеть стабильная работа всей конструкции. Материал для изготовления рамы – швеллер.

Важно! Раму для трактора, согласно чертежу, обязательно делают трехступенчатой. Усиленную жесткость можно придать с помощью лонжеронов. Передняя траверса делается короче задней.

Не менее важным этапом в конструировании маленького минитрактора на гусеницах своими руками является выбор надежного двигателя. Он может быть любым, главное, чтобы полностью соответствовал крутящему моменту. Идеально, если можно будет достать дизельный двигатель с мощностью около 12 лошадиных сил, с 4 цилиндрами и системой охлаждения с помощью воды. Также хорошими вариантами будут моторы от тракторов «Земляк», от старой автомобильной техники.

Интересно. Некоторые фермеры рекомендуют устанавливать на гусеничных тракторах моторы от мотоблоков «Садко», «Мурашка». Полученная конструкция будет обладать производительностью и большой долговечностью.

Мост можно подобрать от любого автомобиля. Рекомендуется оставить выбор на автомобиле «ГАЗ». Иногда мост может потребоваться немного укоротить.

В домашних условиях очень легко изготовить и гусеницы к трактору. Их делают из тележки, старой покрышки. Размеры гусениц выбирают, исходя из габаритов трактора. Покрышка по бокам обрезается и одевается на смонтированные колеса. Предельно важно, чтобы размеры компонентов подходили друг к другу.

Особенности гусеничных мини-тракторов

Гусеничный минитрактор своими руками

Принцип работы самоделки, изготовленной в домашних условиях, такой:

  • передача крутящего момента на коробку передач;
  • поступление крутящего момента на систему дифференциала;
  • начало двигательного процесса колес;
  • поворот происходит при торможении полуоси, в это время крутящий момент переходит на вторую полуось.

Последовательность действий при конструировании самодельного мини-трактора на гусеницах такая:

  • сбор всех элементов рамы в одну конструкцию, установление ведущих катков и опорных частей;
  • монтаж мотора, соединение его с коробкой передач трактора;
  • монтаж узлов тормозной системы, дифференциала;
  • соединение этих важных элементов с коробкой передач;
  • оборудование узла управления и упорядочение рабочего места водителя;
  • сбор, установка гусеничного аппарата, вспомогательных элементов;
  • проверка агрегата, рабочего состояния всех узлов, при необходимости – доработка;
  • первая обкатка трактора.

Силовой агрегат

Ранние образцы гусеничных машин оснащались двигателями внутреннего сгорания, работавшими на тракторном керосине или бензине. Чисто бензиновые тракторы распространения не получили из-за низкого крутящего момента двигателя. К началу Второй мировой войны появились первые серийные гусеничные машины с дизельными двигателями. В СССР первой дизельной машиной стал С-65 «Сталинец», который производился в Челябинске с 1937 по 1941 год.

С-65 Сталинец

Дальнейшее развитие гусеничных машин шло по пути совершенствования конструкции двигателей. В 1949 году на конвейер встал трактор ДТ-54, укомплектованный вихрекамерным дизелем. Машина продержалась в производстве 30 лет и разошлась по многим государствам мира тиражом 960 тыс. шт.

На импортных гусеничных машинах применяются дизельные двигатели, оснащенные турбокомпрессором и электронным контролем работы насос-форсунок. Применение электроники позволяет оптимизировать процесс впрыска топлива в зависимости от нагрузки и температуры окружающей среды. За счет этого достигается снижение расхода топлива и улучшаются экологические показатели двигателей.

Отечественная техника оснащается дизелями с турбокомпрессорами и механическими топливными насосами. По отдельному заказу изготавливаются импортные силовые установки.

Мост


Трансмиссия гусеничного трактора предназначена для передачи крутящего момента от двигателя на ведущие колеса, а также для поворота. Тракторы оснащаются диапазонными механическими коробками скоростей, имеющими до 24 передач переднего хода. Внутри диапазонов переключение производится без разрыва потока мощности. Для этого в конструкцию включены специальные муфты.

КПП ДТ-75

Импортная техника комплектуется автоматическими коробками, упрощающими работу оператора. Недостатком автоматической трансмиссии является ее сложность и необходимость проведения регулярного обслуживания.

Ведущий мост заднего расположения находится в одном картере с коробкой передач. Для передачи крутящего момента от вторичного вала коробки мосту используется редуктор с коническими шестернями. Системы блокировки редуктора не применяются, в роли блокирующих устройств выступают бортовые муфты сцепления и ленточные тормоза.

Гусеница

Гусеница может оснащаться шарнирами открытой и закрытой конструкции. При открытой схеме звенья соединяются между собой пальцами, вставленными в отверстия. Звенья не проходят механическую обработку, обладают малым весом. Палец термически обрабатывается и имеет повышенную твердость поверхности. С одной стороны он оснащен головкой, которая не дает ему провалиться в отверстие, выполненное в звене. Другая сторона оснащена проточкой или отверстием под установку фиксатора (пружинной шайбы или шплинта).

Гусеница открытого типа подвержена износу, особенно при работе на песчаных грунтах.

Альтернативным решением является гусеница с шарниром закрытого типа. Звенья такого устройства изготовлены методом литья с последующей механической обработкой. Возможно использование составных звеньев, собираемых из нескольких элементов. Закрытый шарнир обладает износоустойчивостью, но для разборки узла требуется специальная оснастка.

Зацепление гусеницы и ведущей звездочки осуществляется при помощи цевки, которой служит проушина или специальная втулка. При движении в них упирается зуб звездочки.

Звездочки гусеницы

Стальные гусеницы разрушают дорожное покрытие, что способствует появлению резинометаллических конструкций. Прочность такой гусеницы ниже, поэтому они применяются для оснащения колесных тракторов.

Модели и характеристики


На современном российском рынке имеется множество отечественных и иностранных компаний, предлагающих к реализации гусеничные мини-трактора. Лидерами являются производители из России, Китая, Японии и США. Давайте проведём краткий обзор фирм и моделей.

  • Техника из Китая привлекает пользователя относительно невысокой ценой. Но и качество у этих машин иногда желает лучшего. Из наиболее покупаемых стоит отметить модель Hysoon HY-380, мощность которой равняется 23 лошадиным силам, а также YTO-C602, которая сильнее предыдущей почти в 3 раза (60 л. с.). Обе разновидности считаются универсальными и выполняют обширный перечень сельхозработ, а также к ним имеется хороший выбор навесного оборудования.

Особенности гусеничных мини-тракторов

Особенности гусеничных мини-тракторов

  • Япония всегда славилась непревзойдённой надёжностью и долговечностью выпускаемых машин. И маленькие гусеничные трактора не исключение. Среди представленных моделей можно отметить недорогой, но и не слишком мощный Iseki PTK (15 л. с.), подходящий для проведения работ на небольших участках. Выделяется также более дорогой и сильный трактор-универсал Yanmar Morooka MK-50 (50 л. с.).

Особенности гусеничных мини-тракторов

Особенности гусеничных мини-тракторов

  • Россия выпускает мини-трактора, адаптированные к климату и ландшафтным особенностям многих регионов страны. Лучшими считаются модели «Уралец» (Т-0,2.03, УМ-400) и «Земляк». «Уралец» стоит на шасси-гибриде: колёса+гусеницы. УМ-400 и «Земляк» оснащены ленточным гусеничным механизмом из резины и металла. Мощность этих машин от 6 до 15 лошадиных сил.

Особенности гусеничных мини-тракторов

Особенности гусеничных мини-тракторов

Перечисленные трактора полюбились российскому потребителю за их приспособленность к климату, простоту в обслуживании и ремонте. Немаловажный фактор — наличие на рынке большого выбора запчастей.

  • Американская техника также имеется в продаже и пользуется спросом. Мы сейчас говорим об одном из мировых лидеров по производству сельхозоборудования – компании Caterpillar. Она имеет свои представительства в более чем 50 странах мира. В России спросом пользуются разновидности Cat 239D и Cat 279D с радиальным подъёмом, а также Cat 249D, Cat 259D и Cat 289D – с вертикальным. Все эти мини-трактора универсальны, выполняют широкий спектр сельхозработ, а также обладают высокой проходимостью и устойчивостью.

Особенности гусеничных мини-тракторов

Причины снижения потребительского спроса на гусеничные модели

  • большой вес металлического гусеничного хода и шумность при движении;
  • высокая стоимость и интенсивный абразивный износ практически всех элементов гусеничного шасси;
  • увеличенный расход топлива;
  • потери рабочего времени при переездах на участки, расположенные на значительном удалении от места базирования.

Анализ результатов опроса показал, что этот список можно дополнить низкой (до 10 км/ч) транспортной скоростью и запрещением проезда трактора по автодорогам общего пользования. В перечне недостатков — проблемы с поиском запасных частей, неэффективная работа региональных сервисных служб.

Гибридные шасси


В ряде случаев конструкторами колесных моделей предлагается компромиссный вариант — опционная установка на колесное шасси съемного резинометаллического гусеничного полотна. Как показала практика, эффективность и долговечность таких доработок оставляет желать лучшего.

К сожалению, в отличие от колесных машин, унификация запасных частей и расходных материалов гусеничных универсалов более чем умеренная.

Универсальный гусеничный минитрактор в современной трактовке:

  • достаточно высокая (от 30 до 35 лошадиных сил) мощность силового агрегата с гибкими тяговыми характеристиками;
  • надежная многоступенчатая трансмиссия с повышенным скоростным диапазоном;
  • более продолжительный межремонтный ресурс ходовой части.

Для изготовления траков, звездочек и катков используются новые сплавы и материалы, а также производственные технологии, позволяющие увеличить реальный срок службы гусеничного шасси в 2-2,5 раза.

Обзор известных моделей

Наиболее распространенные гусеничные мини-трактора имеют свои особенности.

Земляк

Он имеет следующие особенности, позволяющие ему стать одной из наиболее полюбившихся моделей:

  • высокая надежность и простота в использовании;
  • доступность и полная совместимость всех запасных частей;
  • наличие ременного привода;
  • простота транспортировки;
  • проходимость;
  • удобство работы;
  • сравнительно доступная цена;
  • экономичность;
  • наличие номинальной частоты вращений в 2300 м2 в час;
  • двигатель приводится в работу с помощью 2 ремней, он охлаждается с помощью воздушной системы;
  • вес – 438 кг.

Уралец

Особенности гусеничных мини-тракторов

Уралец

Специфика трактора Уралец:

  • мощность двигателя в 12 лошадиных сил;
  • масса – 1030 килограммов;
  • наличие колечно-гусеничной базы, благодаря чему агрегат в случае необходимости может превращаться в колесный;
  • эта модель трактора оборудована первоклассным валом, имеет трехточечное устройство.

Янмар

Мини-трактор гусеничный Yanmar (Япония) имеет такие особенности конструкции:

  • наличие высокофункционального мотора (в некоторых моделях – до 50 лошадиных сил);
  • двигатель имеет воздушную или водяную систему;
  • оборудован мощной арматурой;
  • количество цилиндров – 1-3, все они располагаются вертикально;
  • двигатель полностью соответствует жестким международным требованиям и нормам;
  • трактора оборудованы гидростатической трансмиссией;
  • коробка передач механическая или полуавтоматическая, переключение между режимами происходит эффективно и без потери рабочей мощности;
  • навесная система – трехточечная;
  • наличие заднего независимого вала отбора мощности;
  • наличие шестишлицевого соединения;
  • к нему подходят как отечественные, так и зарубежные запчасти;
  • применяется раздельное торможение задних колес;
  • руль гидравлический;
  • трактор оборудован датчиками, которые способствуют эффективной работе водителя и обеспечивают ему надежный комфорт.

Важно! При правильной эксплуатации эта машина может прослужить даже до 20 лет. За этот срок она не снижает своих эксплуатационных способностей.

С помощью гусеничных мини-тракторов можно достичь огромных результатов в проведении весенних полевых работ. Современные модели тракторов легки, экономичны, многофункциональны. Различные приспособления значительно облегчают работу фермера.

Тонкости выбора


При покупке мини-трактора на гусеничном ходу ориентируйтесь на следующие нюансы конструкции.

  • Имеется или нет вал отбора мощности – выход от силового агрегата для подсоединения навесного оборудования (культиватора, косилки, измельчителя и так далее).
  • Наличие/отсутствие трёхрычажного навесного блока, который полезен для сцепки с дополнительными приспособлениями от других производителей. Если он комплектуется с кассетным механизмом, это облегчит и ускорит процесс снятия/установки оборудования.
  • Функциональность коробки передач. Гидростатическая коробка проще в управлении (чаще всего наличествует лишь одна педаль), зато «механика» отлично работает на разновысоком и бугристом ландшафте с каменистой поверхностью или другими преградами.

Особенности гусеничных мини-тракторов

  • Если есть возможность, выбирайте машину с механической передачей крутящего момента в комплекте с гидроприводом. Такой трактор более функционален, возможна даже его трансформация во фронтальный погрузчик или экскаватор.
  • Лучшее топливо для гусеничного мини-трактора – солярка. Кроме того, желательно наличие водяного охлаждения.
  • Наличие/отсутствие полного привода. Выбирать лучше полный привод (субъективная рекомендация).
  • Крепление навесного оборудования в трёх направлениях: позади машины, снизу (промеж колёс) и спереди.
  • Возможность маневрирования. Если вы обладатель маленького участка, да ещё и с неровным рельефом, выбирайте более компактные модели мини-тракторов, масса которых не превышающей 750 кг, а мощность — до 25 л. с.

Особенности гусеничных мини-тракторов

Гусеничные миниуниверсалы китайского производства

Значительную часть объемов продаж составляет китайская минитракторная продукция. В перечне предложений брендовые машины ведущих производителей:

  • 23-х сильный гусеничный минитрактор Hysoon HY-380, позиционируется производителем как универсальный погрузчик. Машина стоимостью 310 тысяч гривен (11 500$) характеризуется большим выбором и оперативной сменой навесного оборудования.
  • Трактор YTO-C602 ориентирован на широкий спектр сельскохозяйственных и строительных работ. Возможности машины стоимостью 380-390 тысяч гривен (14 000 – 14 500$) расширены за счет установки мощного 60-ти сильного двигателя и многоступенчатой трансмиссии.

Советы по эксплуатации

Мини-трактор на гусеницах – отличное подспорье для дачника в обработке сельхозугодий любой площади. Он позволяет в разы снизить трудозатраты, при этом выполняя работы на более высоком уровне, нежели это сделал бы человек с использованием средств ручного труда. Но для того чтобы это техническое средство служило вам верой и правдой много лет, необходимо правильно его обслуживать. Запомните несколько простых рекомендаций.

  • Следите за качеством топлива и моторного масла. Периодически проверяйте уровень смазочной жидкости, своевременно меняйте её.
  • Наблюдайте за поведением вашего трактора. Если вы услышали подозрительный шум, дребезжание, скрип, постарайтесь своевременно обнаружить источник и произвести ремонт либо замену изношенной детали. В противном случае машина может выйти из строя и ремонтно-восстановительные работы будут дороже.
  • Если вы желаете попробовать свои силы и смонтировать гусеничный мини-трактор самостоятельно, то сделайте это. В принципе нет ничего сложного в создании такой машины. Однако стоит помнить, что монтаж и сборка любого подобного механизма производятся по чётко определённым алгоритмам, в которых нет места фантазии.

Особенности гусеничных мини-тракторов

Найдите в интернете подходящие чертежи, приобретите составные части будущего мини-трактора и смонтируйте его. Обратите внимание на рекомендации бывалых мастеров о взаимозаменяемости деталей.

  • Подумайте, будете ли вы эксплуатировать ваш трактор зимой, например, для уборки снега. Если нет, подготовьте его к зимнему хранению: помойте его, слейте масло во избежание его загустения, промойте двигатель. Можете смазать подвижные детали, чтобы последующий весенний запуск прошёл легко. Затем поставьте технику в гараж или другое подходящее помещение, накройте брезентом.
  • Приобретая гусеничный мини-трактор, не забывайте о целесообразности данной покупки. Соотносите ваши желания и ваши возможности. Не стоит покупать мощную и тяжёлую машину для обработки участка в 6 соток. А также нет смысла в приобретении маленького бюджетного варианта для вспахивания целины.

Особенности гусеничных мини-тракторов

О том, как выбрать гусеничный мини-трактор, смотрите в следующем видео.

Достоинства и недостатки

Применение гусениц обеспечивает ряд преимуществ:

  • гусеницы обеспечивают хорошее сцепление с грунтом и повышенные тяговые характеристики;
  • возможность работы на влажных грунтах и склонах;
  • повышенная маневренность, трактор может разворачиваться вокруг оси;
  • плавность движения при работе на неровных поверхностях;
  • не требуется проверка давления в шинах;
  • установка оборудования не нарушает равновесия машины;

Недостатки машин с гусеничным движителем:

  • жесткая подвеска;
  • разрушение поверхностного слоя почвы при движении;
  • невозможность движения по асфальтированным дорогам;
  • низкая максимальная скорость;

Минитрактор на гусеничном ходу лишен многих отрицательных сторон. Малый вес машины и применение резиновых гусениц позволяют двигаться по асфальтированному покрытию. Машины оборудованы амортизаторами в ходовой части, которые повышают комфорт при движении.



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.