Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Приспособление для обработки землиЗемельные наделы в деревнях и большие дачные участки требуют колоссальных трудовых затрат в период вспашки, окучивания и культивации. Значительно облегчить задачу можно с помощью трактора, но его стоимость для многих мелких фермеров и огородников запредельно высока. Отличным решением в этом случае будет сборка самодельного мотоблока из бензопилы или мотоцикла.


  • Область применения
  • Конструирование агрегата своими руками
    • Необходимые комплектующие
    • Изготовление рамы
    • Создание силовой части
    • Основные узлы
    • Навесное оборудование
  • Самодельный прицеп

Содержание

Что вообще можно соорудить своими силами?

Рынок мотоблоков заводского производства предлагает покупателям довольно широкий ассортимент продукции на любой вкус. Однако цены на такую сельхозтехнику способны осилить далеко не многие. Поэтому на огородах в сельской местности довольно часто можно встретить самодельный мотоблок, который по эксплуатационным параметрам ни чуть не уступает заводскому аналогу.

Мотоблок из старых запчастей

Создавая универсальные конструкции, народные умельцы чаще всего используют детали старых мотоциклов и металлолом

Морально устаревшие модели мотоциклов нередко служат основой для изготовления различных самоделок и полезных в хозяйстве средств малой механизации.

Поскольку самодельные мотоблоки нередко создаются из подручных старых материалов, то и в качестве двигателя агрегата довольно часто применяется известный многим мотор пилы «Дружба».

Самодельные многофункциональные сельхозагрегаты

На основе самодельных мотоблоков умельцы создают не менее значимые в сельском хозяйстве инструменты, к примеру: плуги, а также окучники для окучивания кукурузы или картофеля

Один из таких мастеров – изобретатель Валентин Архипов, который является автором изготовления целого ряда полезных устройств и строительства всевозможной приусадебной техники.

Универсальный мотоблок Архипова

Талантливый конструктор создал многофункциональное устройство, с помощью которого можно не только пахать и боронить землю, но и сажать, окучивать клубневые культуры, а также собирать урожай и сгребать ботву

Поэтому продумывая, как сделать мотоблок своими руками, лучше остановить свой выбор на этом проверенном и успешно применяемом варианте. С простым и удобным в работе сельхозагрегатом сможет справиться любой человек.

Сооружаем мотоблок по инструкции от Архипова


Конструктивные особенности агрегата

Устройство мотоблока представляет собой самоходную машину на двух колесах, оборудованную движком, снятым с мотороллера ВП-150М. Причиной выбора именно этого двигателя послужило то, что он имеет такое конструктивное решение, благодаря которому осуществляется принудительное охлаждение головки цилиндра воздухом.

Основные элементы конструкции агрегата

Такой мотор от мотороллера способен работать при наименьших скоростях на довольно больших нагрузках

Основные детали конструкции сельхозагрегата

Для строительства мотоблока мастер использовал взятые с мотороллера тросы управления, подвески двигателя, а также двойную дугу рамы, рукоятки и цепи. Остальные детали конструкции были промышленного производства

Отдельно конструктор изготовил сваренную из труб П-образную раму и выточенную на токарном станке колесную ось. Сделал он также для основной и регулирующих тяг 3 самодельных шарнира. Они будут использоваться в качестве соединяющих элементов между самим мотоблоком, его рулем и плугом.

На раме агрегата посредством сварки прикреплена стальная труба, завершающая осью, которая необходима для осуществления натяжения идущих к коробке передач двигателя тросов. Само натяжение осуществляется посредством качающегося коромысла, в качестве ручки переключения передач которого выступает приваренный отрезок стальной трубы.

Свежие записи

Чем могут быть полезны березовые листья для огорода
6 неочевидных причин посадить гортензию в саду
Почему соду считают универсальным и эффективным средством для сада и огорода

Шаг цепей, применяемых для создания устройства, составляет 12,7 мм и 15,9 мм. Число зубьев у звездочек: выходной вал – 11, вторичный вал – 20 и 60, ходовая ось – 40.

Чем хороша именно эта конструкция?

Аналогов подобной модели существует не один десяток, но в сравнении с ними оригинальная модель мотоблока калужского мастера имеет ряд неоспоримых преимуществ.

  • Шарнирное соединение. Обрабатывающие инструменты и тягачи большинства подобных моделей имеют жесткое соединение, что усложняет маневрирование агрегата и затрудняет тем самым работу с ним. Детали данного сельхозагрегата соединены посредством шарниров. Это дает возможность в процессе работы при необходимости менять направление движения, не вынимая плуга из борозды.
  • Смещение оси к направлению движения. Многие хозяева, при обработке грунта с применением мотоблока сталкивались с такой трудностью, что в процессе продвижения вперед под действием сопротивления почвы, агрегат уводит в сторону. Для выравнивания же борозды следует прикладывать немало усилий. Чтобы компенсировать такой занос, мастер расположил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. При пахоте конструкция немного повернута влево. Нужное положение всегда можно отрегулировать тремя шарнирами тяги.
  • Уровень заданной глубины пахоты. Если в других моделях глубина распашки поддерживается путем опускания или подъема плуга, то при работе с этим мотоблоком она выполняется автоматически. Регулирование осуществляется за счет изменения угла плуга по отношению к борозде. Конструкция оборудуется полевой доской, которая выступает в качестве подъемной силы при зарывании плуга. Если же, напротив, лемех появляется над поверхностью земли, то моментально увеличивается его угол атаки, под действием которого он вновь погружается в грунт на заданную глубину.

Пошаговая технология сборки устройства

Сборку конструкции начинают с обустройства ходового вала. Для этого к нему прикрепляют корпус с подшипниками, приваривают звездочку и монтируют обгонные муфты, которые в процессе работы будут осуществлять функцию дифференциала. После этого конструкция оборудуется колесами и рамой. На закрепленную раму устанавливают телескопическую тягу, плуг и руль.

Сборка ходового вала

Основные элементы ходового вала: 1 – вал, 2 – звездочка, 3 – крышка, 4 – корпус подшипника, 5 – опорная площадка, 6 – подшипник № 308, 7 – корпус обгонной муфты, 8 – ось собачки, 9 – собачка,10 – храповик, 11 – подшипник № 307, 12 – шайбы, 13 – колесо, 14 – пружина собачки

Сельскохозяйственный мотоблок оборудован специальными колесами, которые в отличие от резиновых аналогов, способны обеспечить лучшее сцепление с грунтом.

Схема изготовления колес агрегата

Такие металлические колеса не забиваются землей. При соприкосновении с грунтом они не уплотняют его, а наоборот разрыхляют

Для соединения рамы агрегата с подвеской двигателя и рамой самого мотороллера используют две дугообразные трубы. Между ними предусмотрено место для размещения топливного бака.

Для обустройства двигателя используется кронштейн, завершающийся стальной осью длиной в 150 мм. Кронштейн приваривают консольно к П-образной раме конструкции. На саму ось подвешивают мотор с подвеской. Собранную конструкцию соединяют с дугообразными дугами рамы. Лишь после этого монтируют вторичный вал, протягивают тросы управления и натягивают цепи.

Сборка узла управления

Основные элементы узла управления: 1 – соединительная ось, 2 – планка, 3 – труба, 4 – рукоятки

Схема изготовления соединительных элементов

Соединительные элементы конструкции: 1 – основная тяга, 2 – регулирующая тяга

Как это все дело работает – видео пример

Наглядный пример применения мотоблока:

Область применения

Преимущество мотоблока заключается не только в его низкой стоимости, но и в повышенной маневренности, что позволяет производить работы на таких участках, где трактор просто не сможет пройти по габаритам. С его помощью можно обрабатывать делянки размером всего в один квадратный метр.

В зависимости от установленного дополнительного оборудования мотоблок используется для проведения тех или иных видов работ на земельном участке. Легкие модели обычно комплектуются инструментом для прополки и фрезой. Более тяжелые экземпляры уже могут использоваться для вспашки, окучивания и покоса.

На тяжелый мотоблок допускается установка следующих приспособлений:

  • Самодельные мотоблокиграбли;
  • косилка;
  • борона;
  • плуг;
  • прицеп;
  • фреза;
  • снегоочиститель.

При помощи такого устройства, если добавить к нему сиденье и прицеп, можно перевозить различные грузы весом до 300 кг на небольшие расстояния. Его активно используют для посадки и сбора картофеля, других сельскохозяйственных культур. Мотоблок выступает в роли незаменимого помощника при очистке больших участков от снега, бурения и удобрения почвы.

Необходимые материалы


Для изготовления мотоблока лучше всего подойдет двигатель от старого мопеда или мотоцикла, кроме этого базового элемента, понадобится еще целый ряд разных материалов:

  • стальная труба диаметром не менее 20 мм. Лучше использовать для несущей рамы максимально массивную основу, которую возможно обработать вручную;
  • листовое железо для формирования деталей корпуса и обшивки;
  • толстый стальной пруток для несущей оси;
  • подшипник оси вращения;
  • редуктор;
  • элементы трансмиссии для подвески;
  • система обработки почвы;
  • колеса, стальные обода или камерные шины с глубоким протектором.

Список, безусловно, далеко не полный, все элементы для создания передвижного агрегата можно подобрать только после проектирования конструкции.

самодельный_мотоблокНе забываем про соответствующий материал для сбора мотоблока

Обычно при самостоятельной сборке техники на первый план выступает фактор экономии ресурсов, и поэтому в мотоблоках применяются те детали, которые остались от пришедших в негодность машин и мотоциклов и после небольшой доработки еще смогут послужить хозяину. Дополнительным источником базы деталей может выступать гараж соседей по участку или автомобильная разборка. Также есть вариант воспользоваться помощью многочисленных блогов, сообществ по ремонту техники своими руками, распространенными в сети.

Также от самого мастера потребуются хотя бы начальные знания по устройству двигателя внутреннего сгорания, коробки передач, редуктора хода и основам металлообработки. Если в знаниях чувствуется пробел, его можно восполнить с помощью специальной литературы или интернет-ресурсов. Браться за такую сложную работу вообще без какого-то опыта опрометчивый шаг.

Важно! Двигатель – это основа устройства, и необходимо точно убедиться в его работоспособности.

Инструменты для сборки

Конечно же, не обойтись в столь сложных работах без специального инструмента. Самое необходимое, без чего начинать работы будет бессмысленно:

  • сварочный аппарат и электроды;
  • комплект слесарного инструмента, включая ножовки, напильники, тиски, фрезы и зенкеры, плашки и метчики под различную резьбу;
  • дрель или мощный шуруповерт, с комплектом сверл разной толщины;
  • набор рожковых ключей;
  • отвертки;
  • болгарка и отрезные диски по металлу;
  • комплект различных гаек, болтов и саморезов;
  • измерительный инструмент, линейка, рулетка, угольник, штангенциркуль и нутромер.

Для полного обеспечения пригодится еще мини-токарный станок, но это уже достаточно экзотический инструмент для домашнего мастера. Хотя с помощью него можно легко выточить именно ту деталь, без которой мотоблок не работает должным образом.

С инструментом необходимо уметь обращаться и, что еще важнее, соблюдать технику безопасности. Работы с таким устройством, как сварочный аппарат или болгарка, могут привести к возгоранию или нанести непоправимый вред здоровью. Поэтому крайне важно:

  • Соблюдать инструкции производителя инструмента.
  • Работать в защитных перчатках и очках.
  • Спецодежда должна плотно прилегать к телу и изготавливаться из трудногорючих материалов.
  • Обязательно проверять исправность электроинструмента и проводки перед началом работ.
  • Все действия должны проводиться в хорошо освещенных и проветриваемых помещениях.

Внимание! Соблюдение техники безопасности при работах со сварочным и режущим инструментом – обязательное требование

Общая последовательность сборки


Рама делается сварной из швеллера, трубы и уголков. К раме крепится ведущий мост и устанавливается коробка передач.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

На коробку и мост устанавливаются звездочки и соединяются цепью. На ведущий мост ставят колеса.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

На раму устанавливают двигатель и соединяют его с коробкой отключаемой ременной передачей. На раму устанавливают механизмы управления двигателем и коробкой.

Как самому сделать мотоблок с четырехтактным двигателем можно посмотреть на видео.

Обратите внимание!

  • Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

    Как сделать пудру — пошаговое описание самостоятельного приготовления пудры из подручных материалов (115 фото)

  • Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

    Как сделать шампунь для ежедневного применения? Ингредиенты для органического шампуня, рецепты. Рекомендации перед применением

  • Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

    Как сделать клей ПВА — советы по выбору ингредиентов и технология приготовления в домашних условиях (80 фото)

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Изготовление своего мотоблока отнимет много сил и времени, но вы получите недорогую и эффективную технику для выполнения различных транспортных и сельскохозяйственных задач, а также работ по уходу за участком.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Самодельный помощник поможет качественно выполнить работу и сэкономить деньги на его эксплуатацию.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Конструирование агрегата своими руками

Несмотря на то что стоимость такого аппарата во много раз меньше полноценного трактора, купить мотоблок заводской сборки может позволить себе далеко не каждый дачник или деревенский житель. Цены на фирменные изделия колеблются в пределах от 30 до 200 тысяч рублей. Самые дешевые — это агрегаты китайского производства, надежность которых крайне сомнительна.

Сборка самодельного мотоблока своими руками — вариант выгодный. Требуемые затраты, при наличии большинства запчастей, которые обычно всегда имеются в личных хозяйствах, будут минимальны, а качество ничем не хуже заводского.

Необходимые комплектующие

Перед началом работ по сборке следует определиться с тем, какая номинальная мощность будет у мотоблока-самоделки. Самый оптимальный вариант — использовать в качестве донора запчастей мотоцикл ИЖ Планета 5 или мощную бензопилу, например, «Урал». Но можно применять любые аналогичные двигатели.

Для сборки самодельного мотоблока понадобятся:

  • чертежи;
  • сварочный аппарат;
  • набор инструментов;
  • стальные трубы;
  • колеса от автомобиля или листовой металл;
  • донор (мотоцикл или бензопила).

В процессе проведения работ потребуются дополнительные детали для соединения двигателя и рамы. Навесное оборудование можно использовать заводское или тоже сделать самостоятельно из подручных средств.

Изготовление рамы

Поскольку в каждом конкретном случае конструкция агрегата может отличаться в зависимости от применяемых деталей и двигателя, перед началом сборки нужно составить план работ и сделать необходимые чертежи конструкции, опираясь на руководство по эксплуатации заводского мотоблока.

Общие принципы и порядок действий при изготовлении несущей конструкции таковы:

  • Материалы для сборки мотоблокаМеталлические трубы соединяют в виде двух лонжеронов с загнутыми вверх краями.
  • К этим краям приваривается мотоциклетный руль. С его помощью будет осуществляться управление мотоблоком.
  • К лонжеронам привариваются поперечные стальные усилители. Они будут служить опорой для трансмиссии и двигателя.
  • С заднего края конструкции приваривается металлическая пластина, на которой будет крепиться аккумулятор.

Помимо этого, можно использовать готовую мотоциклетную раму, слегка ее доработав. Понадобится удалить переднюю вилку и все части, которые мешают установке нового оборудования. Сзади нее следует приварить крепление для сцепки.

При таком варианте обычно сразу устанавливают колеса от автомобиля, добавляя в конструкцию ось из цельного кругляка.

Создание силовой части

Сборка мотоблока своими рукамиНезависимо от того, мотоциклетный двигатель устанавливается на мотоблок, от мотороллера или бензопилы, все они должны иметь активное воздушное охлаждение. Для облегчения запуска требуется изменить систему питания, заменив клапан подачи топлива на лепестковый.

Глушитель используют мотоциклетный либо изготавливают его самостоятельно из трубы, диаметром 70 мм. Для этого от нее нужно отрезать небольшую часть длиной около 25 см, наполнить опилками и стружками. Выходное отверстие надо сузить в два раза.

Располагаться глушитель должен так, чтобы полностью обеспечивать отвод отработавших газов в сторону от человека, который будет управлять мотоблоком. Для двигателя собирают отдельную стальную конструкцию из труб диаметром 42 мм. Внешне она должна напоминать салазки со скобами, имеющими отверстия под болты, при помощи которых ее крепят к основной раме.

Основные узлы

Кроме колес, двигателя и рамы многофункциональный мотоблок должен быть оборудован дополнительными узлами, без которых невозможно выполнение ряда основных задач, и его использование будет ограничено простой перевозкой грузов.

Как сделать мотоблок своими руками

Уменьшитель хода — элемент коробки передач, который делает возможным работу агрегата на самой маленькой скорости. В заводских моделях уменьшитель хода установлен на редуктор, соответственно, это необходимо сделать и на самодельном мотоблоке. Во время посадки или сбора картофеля, посевных работ или вспашки земли от силовой установки требуется максимальная мощность при самых малых оборотах. Достичь такого эффекта без установки этого узла не получится.

Редуктор — механизм, который обеспечивает передачу крутящего момента двигателя к отдельным узлам, приводящим мотоблок в движение. Устанавливают его между колесами агрегата и двигателем.

При работе с некоторым дополнительным оборудованием передача крутящего момента происходит непосредственно к нему. Если установлены бур, фреза, снегоуборщик или гусеницы, то редуктор начинает работать с ними напрямую. Без соответствующего опыта и знаний не стоит пытаться самостоятельно собрать и установить этот узел: лучше приобрести его в магазине или снять со старой техники.

Навесное оборудование

Как собрать мотоблок своими рукамиМотоблок — многофункциональный агрегат и помимо обработки земельного надела его активно используют при уборке территорий, перевозке грузов и покосе травы. С помощью установленного на задней части рамы кронштейна к нему прикрепляются: плуг, борона, грабли, фреза, копалка, бульдозерный нож, валики, щетки и другие устройства.

Многие модели, в том числе и самодельные, оснащены только рулем управления. Человек в этом случае идет позади мотоблока в процессе выполнения работ. Однако, если это необходимо, можно изготовить адаптер, который позволит управлять агрегатом сидя.

Для адаптера понадобится:

  • стальной лист;
  • сиденье;
  • пара колес;
  • труба;
  • сцепка;
  • инструменты и сварочный аппарат.

На конце трубы прямоугольного сечения, длиной 1,7 м и шириной 6 см, высотой 4 см, нужно приварить полуметровую трубу, на которой будут находиться стойки колес. Высота этих стоек от крепления до центра оси — 35 см. Посадочное место может быть любой конструкции, но не должно превышать размеров 45×45 см.

После сборки и установки колес на раме крепят управление навесным оборудованием и соединяют конструкцию с мотоблоком при помощи сцепки.

Самодельные мотоблоки и мотокультиваторы


Вся информация на нашем сайте будет систематизирована и размещена в отдельных разделах и подкатегориях, чтобы можно было просто и удобно посмотреть, например только фото и картинки с описаниями особенностей сборки мотоблоков из автомобиля, мотоцикла, мопеда или скутера, устройства и принципа работы их узлов и механизмов (принципиальные схемы конструкции тяжелых, средних и легких мотокультиваторов, с сочлененной рамой или минитрактора), с советами какой двигатель лучше взять для строительства карбюраторного или дизельного мотоблока, с сравнением преимуществ и недостатков автомобильных или мотоциклетных моторов. В другом разделе Вашему вниманию будут представлены чертежи и схемы с подробными инструкциями по изготовлению своими руками отдельных узлов и механизмов (рамы, двигателя, редуктора, вала отбора мощности, дифференциальной ступицы, рулевого управления, тормозных механизмов, колес и грунтозацепов). Отдельно будут собраны материалы, для тех кого интересует как улучшить и переделать конструкцию мотоблоков Нева, Зубр, Кентавр, Каскад, МТЗ, Агро, Салют, Угра и др., или произвести их ремонт, технический осмотр и обслуживание на протяжении всего рабочего сезона, а также ответы на вопросы о том, где лучше купить новую, поддержанную или самодельную сельскохозяйственную мототехнику, на какие характеристики, особенности состояния и другие нюансы (в зависимости от того для каких нужд приобретается техника) следует обращать внимание при ее выборе.

Изготовление навесного оборудования

Мотоблоки самоделки

Подборка пошаговых фотографий с подробными инструкциями по сборке легких и тяжелых, карбюраторных и дизельных, двухколесных и четырехколесных мотоблоков с ломающейся рамой или на гусеничном ходу, описание особенностей их изготовления из запчастей от мотоцикла, от бензиновой пилы, от грузового и легкового автомобиля, от трактора и других агрегатов и механизмов, советы как сделать редуктор, раму, сочлененный узел сцепки, принудительное воздушное или водяное охлаждение, зажигание, сцепление и другие системы и узлы двигателя своими руками.

Схемы и чертежи деталей мотоблока

Чтобы сделать мотокультиватор, какой-либо узел, агрегат или деталь мотоблока необходимы чертежи и схемы компоновки, изображения общего вида, эскизы деталей, рисунки и картинки для наглядности и визуального представления взаимного расположения составляющих частей в общей конструкции, для определения формы и основных размеров изготавливаемой запчасти, установления способа соединения и крепления, выбора материала и необходимости изменения его свойств и состояния (закалка, отпуск). В данном разделе также представлены пошаговые инструкции по изготовлению колес с грунтозацепами, коробки переключения передач, вала отбора мощности, промежуточного вала, чертежи редуктора и рамы, схемы кинематики крутящего момента и подключения электрооборудования.

Самодельное прицепное оборудование

Для тех, кто хотел посмотреть фотографии, картинки и рисунки аграрного самодельного инвентаря и приспособлений для мотокультиватора: окучиватели, обычные и оборотные плуги, дисковые и ротационные косилки, адаптеры, прицепы, фрезы, отвалы, бороны, сажалки картошки и картофелекопалки, и другого прицепного и дополнительного оборудования с описаниями и инструкциями по его изготовлению своими руками, переделке, улучшению конструкции и внесения других рационализаторских изменений с целью повышения производительности и качества труда.

Чертежи приспособлений для мотоблока

Устройство конструкции основных узлов и отдельных деталей навесного сельскохозяйственного оборудования (снегоуборщики, фронтальные и прицепные косилки, адаптеры, картофелесажалки и копалки) с описаниями способа сборки, крепления и установки на мотоблок. Чертежи фрез, полольников, плоскорезов, окучников, лопат-отвалов, граблей со инструкциями, советы по выбору запчастей и материалов для изготовления (марки стали или чугуна, указание параметров металлического уголка, швеллера, прута, круглой или прямоугольной трубы и т.д.)

Автор: Агафон
Добавлена:
Последние изменения:

Конструктивные особенности


Применяется самодельный мотоблок чаще всего для выполнения несложных, но трудоемких работ:

  • вспашка земельного надела;
  • окучивание посадок;
  • покос травы или ботвы;
  • внесение органических удобрений.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Можно модернизировать любой мотоблок с двигателем ЗиД или каким-либо другим, сделать его на больших колесах, с ременным приводом.

Нередко народные умельцы предпочитают собирать заново такие агрегаты, используя старые запчасти от таких механических приспособлений:

  • мотопилы типа «Дружба»;
  • мотороллера;
  • мотоцикла;
  • стиральной машины.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Электрический движок тоже может потребоваться в такой технике, например, для создания воздушного охлаждения, поэтому двигатель от пылесоса или небольшого холодильника также может пригодиться.

Если человек владеет инструментом, разбирается в устройстве техники, то сделать мотоблок не представляет большого труда. По материальным затратам это может стоить минимальную сумму, тогда как цены на хороший агрегат начинаются от 300 долларов. Если все сделать правильно, новое устройство, созданное своими руками, может ничем не уступать по надежности и производительности импортным образцам типа мотоблоков «Кайман».

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Нередко мастера применяют в качестве движков старые агрегаты от пилы «Дружба». При этом мотоблок является простым в управлении, с ним может работать даже непрофессионал или несовершеннолетний. Силовая установка способна выдержать значительные нагрузки, не заглохнув даже на малых скоростях.

Такой показатель важен при следующих работах:

  • вспахивание;
  • боронование;
  • сбор урожая.

Даже брендовые мотоблоки не все могут выполнять подобные работы.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Преимущества и недостатки

Преимущество самодельного мотоблока заключается в том, что его можно сделать, ориентируясь на потребности, которые существуют в данном хозяйстве. Например, основной объем работ практичный агрегат должен делать по вспашке и боронованию. В соответствии с этими «запросами» делается нужного размера рама, регулируется двигатель, чтобы он работал на малых оборотах. Нужно привести в порядок узел, который закрепляет навесное оборудование.

Из недостатков можно назвать то, что не всегда своими руками можно идеально подогнать друг к другу все блоки, взятые от разных механизмов.

Чтобы все узлы работали в комплексе, надо владеть в совершенстве многими инженерными профессиями, иметь изрядный практический опыт.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Как сделать?


Пример, который будет приведен ниже (мастер В. Архипов), станет хорошей иллюстрацией того, как можно своими руками собрать в домашних условиях полноприводный мотоблок. Тросы можно взять из «Муравья», ЗАЗ, скутера, задний мост – от ВАЗа, коробку – от «Жигулей». Основной остов варится из труб диаметром 40-45 мм. В качестве тяг устанавливаются модульные шарниры, которые будут надежным «связующим звеном» между силовой установкой, плугом и рулем.

На несущем остове приваривается еще одна трубка, которая заканчивается осью. Таким образом оспаривается натяжение тросов, идущих к коробке. Натяжение реализуется с помощью двигающегося рычага.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Такой агрегат имеет ряд достоинств. Прежде всего, следует упомянуть о шарнирном блоке. Нединамичное жесткое соединение (которое присутствует у множества моделей) затрудняет работу механизма. Шарнирное соединение более продуктивное – можно менять направление движения в процессе вспашки, при этом плуг может оставаться в борозде.

Тема эта довольно актуальная, ведь из-за сопротивления грунта машину постоянно «ведет» в разные стороны. Требуется часто дополнительное внимание, усилия, чтобы ровно по курсу «держать» механизм.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Ось устройства компонуется по вектору поступательного движения. Во время вспашки весь блок слегка «повернут». Причем оптимальный ракурс реально откорректировать тягами шарнирного крепления.

Глубину вспашки можно поддерживать в автоматическом режиме. Следует сказать, что рама снаряжена полевой доской. Она регулирует силу, которая отвечает за погружение плуга в землю, особенно когда он зарывается. Если он выдается из земли под слишком большим углом, то соответственно возрастает угол атаки, тогда агрегат опять входит в почву на заданную величину.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Будущий мотоблок снабжается несущей рамой и колесами, которые можно сделать металлическими, они будут иметь хорошее сцепление с любым грунтом. Чтобы надежно «сцепить» раму с подвеской, применяют обычно две гнутые трубки, между которыми монтируется бак для топлива.

Чтобы правильно обустроить движок, применяется кронштейн, на конце которого присутствует стальная ось (ее длина 15 см).

К самой раме приваривается кронштейн, на ось ставят движок. Весь силовой блок скрепляется дугами. По завершении ставится еще один вал, протягиваются тросы управления и цепи.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Такой агрегат может выполнять множество различных работ и быть универсальным устройством. Для этого достаточно просто поменять запасные части, предназначенные для плуга, на элементы, необходимые для функционирования культиватора.

Во время движения агрегат углубляет борозду в грунте и одновременно помещает туда клубни картофеля. Чтобы «закрыть» клубни, следует просто использовать для этого мотоблок второй раз. Алгоритм окучивания растений точно такой же.

Применение разных отвалов позволяет регулировать ширину захвата, также есть возможность «подбирать» картофель, который не был собран во время первого прохождения. Мотоблок можно применять для уборки снега и мокрой листвы, достаточно только «подцепить» жесткую щетку.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Любой мотоблок состоит из таких узлов:

  • движок;
  • трансмиссия;
  • элементы управления;
  • редуктор;
  • система агрегатирования.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Движок лучше всего выбирать двухтактный, идеально для этого подходит мотоциклетный мотор от «ИЖ-Планета».

Трансмиссии бывают в мотоблоках следующие:

  • зубчатая (ее можно встретить чаще всего на тракторах или танках);
  • зубчато-червячная;
  • комплексная (зубчатая и червячная) с дополнительным шкивом.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Система различных элементов управления содержит в себе:

  • переключение скоростей;
  • подачу бензина;
  • тормоз.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Узел управления – это несколько рычагов, которые отвечают за:

  • переключение скорости;
  • поступление топлива в двигатель;
  • тормоз.

Механизм должен быть оборудован устройством агрегатирования, которое обеспечивает надежную сцепку с навесной техникой.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы собрать самостоятельно мотоблок, потребуются определенные практические навыки, а также некоторые инженерные знания.

Из инструмента нужны будут:

  • сварочный аппарат;
  • шлифмашина;
  • дрель;
  • ключи;
  • отвертки.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Из расходников также необходимы:

  • гайки:
  • болты;
  • контршайбы.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Что касается материалов, то нужны будут:

  • трубы;
  • уголки;
  • кронштейны;
  • лист металла толщиной 5 мм.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Пошаговая инструкция

Правильная сборка начинается с изучения чертежей и компоновки рамы, которая состоит из труб диаметром 45 мм. К задней части рамы присоединяется блок управления. Впереди будет располагаться трансмиссия и батарея, которые будут крепиться на небольшой металлической платформе.

Мотор крепится к уголкам, которые привариваются к раме. Между уголками приваривается поперечина, она будет «подставкой» для движка. В уголках просверливаются отверстия для крепления узлов с помощью болтов.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Важным моментом является правильный монтаж редуктора. Ставится он обычно между колесом и силовой установкой.

Нередко часть энергии крутящегося элемента трансформируют с помощью редуктора на навесное оборудование. Двигатель охлаждается с помощью воздушного потока, для этого дополнительно ставится электродвигатель, имеющий питание в 12 вольт.

Колеса имеют диаметр 12 см. На колеса иногда надеваются цепи для лучшей сцепки с грунтом.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Глушитель можно использовать от мопеда или мотороллера, можно также сделать его собственными руками. Важным узлом является небольшой переходник, который соединяет патрубок с глушителем. Его должен изготовить токарь или слесарь.

Топливный бак можно сделать из обыкновенной канистры. Достаточно в нем сделать отверстие и запаять шланг (использовать можно холодную сварку). Все подручные материалы достать несложно, стоят они недорого, но некоторые узлы надо будет вытачивать, то есть заказывать их у квалифицированных специалистов.

Сварочный аппарат можно взять в аренду и сделать сварку также самостоятельно.

Самодельные мотоблоки: особенности и инструкция по сборке

Как модернизировать?

Функции мотоблока можно значительно расширить, если правильно прикрепить навесное дополнительное оборудование.

Чаще всего ставят на мотоблоки средней мощности такие приспособления:

  • фрезы;
  • плуг;
  • косилки;
  • окучник;
  • грабли;
  • прицеп;
  • щетку для чистки снега и мусора.

О том, как сделать самодельный мотоблок своими руками, узнаете в следующем видео.



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.